Виды прибыли.

1. Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой и реальными денежными затратами на производство.

Пр бух. = Добщ. – внешние издержки.

Но для фирмы наиболее важна экономическая прибыль.

2. Экономическая прибыль – это превышение общего дохода над доходами, покрывающими все издержки производства, и внешние, и внутренние.

Пр эк. = Добщ. – (внутренние + внешние издержки)

В разных секторах народного хозяйства (производство, торговля, банки) прибыль образуется неодинаково. Пока нас интересует сфера производства.

 

 

Прибыль в производстве образуется при создании новой стоимости товара.

средства

производства деньги à товар à рабочая силаà … производство … à товар' à деньги'

 

себестоимость создание новой стоимости, получение

прибыли прибыли

Создав товар, фирмы-производители стремятся продать его быстрее «по оптовым ценам», но не ниже себестоимости.

Пр пр-ва= Ц опт. – Сс (себестоимость)

Следовательно, основными факторами, влияющими на размер получаемой прибыли являются себестоимость и уровень оптовых цен.

Себестоимость – расходы на производство товара (средство производства, заработная плата).

Себестоимость вместе с созданной новой стоимостью (валовой прибылью) составляют стоимость товара. Следовательно, изменение постоянных и переменных издержек повлияет на себестоимость, стоимость товара и на размер прибыли.

С другой стороны, уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию, так же влияет на размер прибыли.

 
 


 

 

Ц5

Ц4

 

Ц2

Ц3

Ц1

 

 

Ц1 – цена на рынке ниже себестоимости – товар реализуется в убыток.

Ц2 – цена равна издержкам – самоокупаемость производства.

Ц3 – цена выше себестоимости, но ниже стоимости – фирма получает прибыль, но меньше, чем ее содержится в товаре.

Ц4 – цена равна стоимости – фирма получает всю прибыль, заключенную в товаре.

Ц5 – цена выше стоимости – фирма получает сверхприбыль (больше, чем ее заложено в товар)

Фирма производящая любой товар, получает валовую прибыль не сразу, т.е. не с момента начала продаж. Предприятия сначала несет убытки, так как существуют постоянные издержки. Но потом наступает эффект увеличения масштаба производства, когда при росте выпуска товара его себестоимость падает (экономия постоянных затрат на 1 единицу товара), в результате, достигается точка самоокупаемости и в дальнейшем наблюдается рост прибыли.

Вывод: масса валовой прибыли зависит от производственных и рыночных факторов.