Основы конституционного надзора.

Контроль – система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Контроль – это проверка деятельности подконтрольного органа, проводимое контролирующим органом. Надзор – постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа. Идея конст контроля появилась в начале 17 века в Великобритании. Однако в современном понимании КК впервые появляется в США: дело Мердери против Мордисана. Верховный суд объявил, что федеральная конституция – это высший закон страны и любой закон конгресса противоречивший конституции может быть признан судом неконституционным. Наиболее распространенная – европейская модель КК, которая получила широкое распространения после второй мировой войны, позже постоянно совершенствовалась. Распространение этой модели связано с: желанием не допускать грубейших нарушений прав человека и гражданина, имевших место до и во время 2ой мировой войны;концентрации власти в руках исполнительных органов, которые в ряде стран опираются на послушное большинство в парламенте. КК становиться заметным препятствием на возможных нарушений конституции.КК возможен в странах, где действует писаное право, а именно – писаные конституции. Принципы КК:-законность;-независимость судей;-рациональная организация КС. Основной объект КК – это конституционность законов. Законы, принятые путем референдума, проверки на конституционность не подлежат. В качестве объекта КК могут выступать внутригос… , акты исполнительной власти, акты самоуправления. Возможна проверка конституционности частноправовых актов (договоры дарения, завещания и тд.) которыми могут нарушаться конституционные принципы равноправия. КК может охватываться и проверка соответствия национальных законов международным договором. Международные договоры проверяют на конституционность до вступления их в силу. КК может распространяться на деятельность политических и общественных объединений.(конституция республика Польша относит проверку конституционности целей или деятельностей полит партий к юрисдикции конституционного трибунала.) Также возможна проведение КК в сфере действий должностных лиц.(Глава гос, члены правительства и тд) Субъекты КК:-высшие гос органы и должностные лица;-территориальные единицы;-суды;-частные лица по конкретным спорам. Критерии:-По времени осуществления: предварительный, последующий контроль (распространяется на действующие или официально опубликованные НПА);-По месту осуществления: внутренний (проводиться сами органом, который издает акт) является предварительным, носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний осущ иным органом (главой гос) которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон. Является, в большинстве, последующим;-С точки зрения правовых последствий: консультативный (решение обладает моральной, а не юридической силой). Постановляющий (решения являются обязательными);-По обязательности проведения: обязательный (нормативный акт обязательно подвергается конституционному контролю (во Франции Конст Совет обяз проверяет на соответствие конст-ии регламенты палат парламента до их вступления в силу)) Факультативный контроль (осущ только в случае заявленной инициативы управомоченого субъекта, у которого возникли сомнения в конституционности какого-либо акта). Конкретный (осущ только в связи с каким-то судебным делом при разрешении которого подлежат применению нормы; -По объему: полный. Частичный (распространяется лишь на отдельные сферы (права и свободы, федеративные отн и т.д);По содержанию: формальный (проверяется соблюдение конст требований и условий, отн к изданию акта (проверяют соблюдены ли процедрные требования и форма издания акта) Материальный (проверка содержания норм акта на соответствии конст.;-С точки зрения действия во времени. В зависимости от конст решений органами КК могут быть:1.Глава гос, Парламент, Правительство, Суды общей юрисдикции, административные суды, которые осущ КК, либо специально на ряду с другими своими функциями, либо в ходе осущ своих функций.2.Специализированные органы КК: судебные (в многих европейских странах – конст юстиция), либо квазисудебными органами (конс совет во Франции). КК, который осущ высшими органами власти чаще всего именуются полит контролем. Две основные разновидности суд-конст контроля: американская (конституционность законов и дру актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел) и европейская (создание специальных суд органов КК, к примеру конст суд в Италии, Конст трибунал в Польше, Высш конст суд Египта, Федеральный конст суд Германии).Смысл сист: конст, являясь основным законом, следовательно для обеспечения наиболейшей эффективности конст необходима особая система контроля. Специализированные суд органы КК по мимо своей основной функции мично могут выполнять и другие полномочия (реализуют конст ответственность высших должностных лиц государства, выступают в качестве избирательных судов, а также дают официальное толкование конституции).В некоторых странах для осущ части подобных полномочий создаться специальные органы и эти полномочия части образный орган возлагаются на них. Своеобразный орган КК – охранительный совет, учреждённый конституцией Ирана, образованный из обычных и мусульманских юристов. Все законодательство принятое парламентом Ирана отправляется в данный орган, который в 10-ти дневный срок обязан проверить законодательство на совместимость конст и критериями ислама.