Алгоритмы обучающих программ при освоении и формировании Двигательных навыков

Данный вид программированного обучения предполагает последовательное решение дидактических задач по овладению основными способами техники в течение длительного времени, необходимого для прочного усвоения изучаемого двигательного действия. При этом переход к овладению новым способом техники предполагается возможным только при хорошем усвоении предыдущего материала. Следует подчеркнуть, что сложные в координационном отношении двигательные действия изучаются дольше и осваиваются с помощью подготовительных и подводящих упражнений. Менее сложные навыки разучиваются посредством соревновательных упражнений, сначала в относительно стандартизированных, а затем в изменяющихся условиях.

Из опыта известно, что для освоения одних и тех же способов техники волейбола для различных занимающихся требуется разное количество времени. Это обусловлено многими причинами: наличием способностей, физическими данными, имеющимся к началу обучения некоторым опытом игры в волейбол и т. п. Поэтому при составлении обучающих программ следует руководствоваться усредненными временными показателями длины "шага" (фрагмент обучающей программы) и количеством "кадров", необходимых для ознакомления, опробования и освоения основной координационной структуры изучаемого способа игры.

Алгоритмические обучающие программы состоят из следующих компонентов:

  • педагогической задачи создания мотивации и общего интегрального представления о соревновательной деятельности (введение в программу), объединяемых понятием вводного кадра (ВК);
  • информационного кадра (ИК), реализуемого в передаче теоретических знаний при изучении конкретного способа действия (объяснение, показ, повторный и контрастный показ, показ с синхронным объяснением);
  • операционного кадра (ОК), включающего практические задачи - упражнения, направленные на овладение изучаемого способа действия;
  • трансформационного кадра (ТК), связанного со способностью и умением обучающихся трансформировать осваиваемый способ действий в условиях игровой обстановки (данный кадр включает в себя тактическую направленность процесса обучения);
  • контрольного кадра-теста (ККТ) для определения эффективности обучения, качества усваиваемого материала.

Ниже приводятся алгоритмические обучающие программы для овладения основными приемами техники волейбола.