Обработка шлицевых поверхностей

В шлицевых соединениях сопряженные детали центрируются тремя способами:

1) центрированием втулки (или зубчатого колеса) по наружномудиаметру шлицевых выступов вала;

2) центрированием втулки (или зубчатого колеса) по внутреннемудиаметру шлицев вала (т. е. по дну впадин);

3) центрированием втулки (или зубчатого колеса) по боковым сторонам шлицев.

Форма шлицев бывает прямоугольная, эвольвентная и треугольная.

Шлицевые соединения широко применяются в машиностроении (станкостроении, автомобиле- и тракторостроении) и других отраслям для неподвижных и подвижных посадок.

Технологический процесс изготовления шлицев валов зависит того, какой принят способ центрирования вала и втулки. Наиболее точным является способ центрирования по внутреннему диаметру шлицев вала; он применяется, например, в станкостроительной и реже автомобильной промышленности.

Центрирование по наружному диаметру шлицевых выступов вала встречается довольно часто в тракторостроении, в автомобилестроении, а также в станкостроении и др. Центрирование по боковым сторонам шлицев применяют сравнительно редко. В автомобильной промышленности этот способ применяется для передачи больших крутящих моментов при наименьшем боковом зазоре.

Шлицы на валах и других деталях изготовляются различными способами, к числу которых относятся: фрезерование с последующим шлифованием, накатывание (шлиценакатывание), протягивание, строгание (шлицестрогание).

Наиболее распространенным способом изготовления шлицев является фрезерование. Применение остальных способов имеет еще мало опыта; они весьма производительны, дают высокий технико-экономический ффект и, таким образом, являются прогрессивными. Применение их целесообразно в крупносерийном и массовом производствах.