Глава 3. Движущие силы развития медиабизнеса
ние /необладание собственностью и уровень доходов были признаны достаточными основаниями для выделения социальных групп. Понятие «статус» было введено М. Вебером как концепция, связанная со стилем жизни, что не обязательно делало ее производной от экономической структуры общества. Для отдельных групп общества именно статус — более, чем уровень доходов или отношение к средствам производства — стал определять и поведение, и формы потребления, и стиль жизни.
Вторая ключевая концепция М. Вебера — партии — оказала неменьшее воздействие на осмысление положения групп в обществе. Использованное немецким социологом понятие «партии» должно трактоваться шире, чем сообщество политически одинаково мыслящих людей. Партии могут объединять людей на религиозной, националистической основе, на основе одинакового отношения к защите природы или популярным артистам, «поп-звездам» или рок-музыкантам. Партия в ве- беровской трактовке может быть приравнена к понятию сообщества в современном понимании — именно так оно сегодня часто трактуется исследователями аудитории СМИ.
В современной теории стратификации марксистский подход к классам неоднократно уточнялся. Некоторые исследователи выделяли специфические виды контроля над экономическими ресурсами, отделяя контроль над финансами от контроля над материальными средствами производства или от контроля над рабочей силой. Последние тенденции развития общества показывают, что контроль над информацией, информационными потоками приобретает форму, отличную, к примеру, от контроля над природными ресурсами, и это также вносит новые «трещины» и расколы в некогда единый класс собственников.
В исследованиях СМИ понятия класса и социальной страты традиционно были положены в основу типологии печатных СМИ. Элитарная и популярная пресса в западных исследованиях, качественная и массовая — в российских четко соответствовали классовому делению общества. Показательно, что по мере развития западного общества, по мере возникновения групп высокооплачиваемых менеджеров, или «рабочей аристократии», противостояние качественной и массовой прессы менялось. С одной стороны, было необходимо предложить правящим элитам различные СМИ, соответствующие их интересам. Так возникла «элита элит» газетной прессы — финансовые издания для тех, кто реально принимает политические и экономические решения в обществах рыночных демократий. Поднявшись на самую высокую ступеньку в газетной иерархии, эти издания стали обслуживать самую влиятельную и богатую часть общества, однако уже не всех, кто принадлежал к классу «собственников». При этом из числа прежних «качествен-