Глава 3. Движущие силы развития медиабизнеса

ние /необладание собственностью и уровень доходов были признаны до­статочными основаниями для выделения социальных групп. Понятие «статус» было введено М. Вебером как концепция, связанная со стилем жизни, что не обязательно делало ее производной от экономической структуры общества. Для отдельных групп общества именно статус — более, чем уровень доходов или отношение к средствам производства — стал определять и поведение, и формы потребления, и стиль жизни.

Вторая ключевая концепция М. Вебера — партии — оказала немень­шее воздействие на осмысление положения групп в обществе. Исполь­зованное немецким социологом понятие «партии» должно трактовать­ся шире, чем сообщество политически одинаково мыслящих людей. Партии могут объединять людей на религиозной, националистической основе, на основе одинакового отношения к защите природы или по­пулярным артистам, «поп-звездам» или рок-музыкантам. Партия в ве- беровской трактовке может быть приравнена к понятию сообщества в современном понимании — именно так оно сегодня часто трактуется исследователями аудитории СМИ.

В современной теории стратификации марксистский подход к клас­сам неоднократно уточнялся. Некоторые исследователи выделяли спе­цифические виды контроля над экономическими ресурсами, отделяя контроль над финансами от контроля над материальными средствами производства или от контроля над рабочей силой. Последние тенден­ции развития общества показывают, что контроль над информацией, информационными потоками приобретает форму, отличную, к приме­ру, от контроля над природными ресурсами, и это также вносит новые «трещины» и расколы в некогда единый класс собственников.

В исследованиях СМИ понятия класса и социальной страты тради­ционно были положены в основу типологии печатных СМИ. Элитар­ная и популярная пресса в западных исследованиях, качественная и массовая — в российских четко соответствовали классовому делению общества. Показательно, что по мере развития западного общества, по мере возникновения групп высокооплачиваемых менеджеров, или «ра­бочей аристократии», противостояние качественной и массовой прес­сы менялось. С одной стороны, было необходимо предложить правя­щим элитам различные СМИ, соответствующие их интересам. Так воз­никла «элита элит» газетной прессы — финансовые издания для тех, кто реально принимает политические и экономические решения в обществах рыночных демократий. Поднявшись на самую высокую сту­пеньку в газетной иерархии, эти издания стали обслуживать самую влия­тельную и богатую часть общества, однако уже не всех, кто принадле­жал к классу «собственников». При этом из числа прежних «качествен-