Становление индустрии СМИ: основные факторы
ривается сегодня в сфере новых медиа. Важным показателем служит уровень проникновения Интернета в дома людей. Стоит подчеркнуть, что и журналистские стандарты в СМИ этих регионов мира весьма высоки, а общество возлагает на СМИ определенные требования по выполнению ими своих социальных функций и гражданских обязанностей. Это дает вполне достаточные основания сделать общий вывод о наличии прямой связи между уровнем развития экономики и состоянием национальной медиасистемы.
Экономисты подчеркивают, что современный рост потребления связан не столько с ростом населения и инфляцией, сколько с ростом благосостояния населения, стимулируемого научно-техническим прогрессом. Так, сегодня промышленный рабочий за неделю производит объем продукции, на производство которого у его коллеги, жившего в XVIII в., ушло бы четыре года. А если сравнивать, например, производительность труда в США в разные годы, то окажется, что за 12 рабочих часов в 2000 г. американец производил столько же товара, сколько за 40 рабочих часов в 1950 г.
Оборотной стороной процесса повышения эффективности производства становится сокращение рабочего времени, становление систем социальной защиты, что высвобождает значительную часть времени человека. Этому способствует и «автоматизация» домашнего хозяйства, оптимизация быта, упрощающая прежде затратные по времени, рутинные домашние процессы. Таким образом, научно-технический прогресс дает современному человеку возможность потратить свой досуг на многие другие занятия. Как показывает практика, большинство в значительной степени тратит его на потребление СМИ — в политических, образовательных, культурных или развлекательных целях.
По существу функция стимулирования потребления сохранилась за СМИ на протяжении всего XX в., в период трансформации общества индустриального в постиндустриальное. Важно, что потребительский характер капитализма сохранялся, вне зависимости от фазы, на которой находилась экономика. В результате СМИ удалось не только сохранить, но и усилить свою экономическую роль как регулятора «спроса и предложения», тогда как роль масс-медиа в политическом процессе, точнее в организации политического диалога, постоянно ослабевала.