Становление индустрии СМИ: основные факторы

ривается сегодня в сфере новых медиа. Важным показателем служит уровень проникновения Интернета в дома людей. Стоит подчеркнуть, что и журналистские стандарты в СМИ этих регионов мира весьма вы­соки, а общество возлагает на СМИ определенные требования по вы­полнению ими своих социальных функций и гражданских обязаннос­тей. Это дает вполне достаточные основания сделать общий вывод о на­личии прямой связи между уровнем развития экономики и состоянием национальной медиасистемы.

Экономисты подчеркивают, что современный рост потребления свя­зан не столько с ростом населения и инфляцией, сколько с ростом благо­состояния населения, стимулируемого научно-техническим прогрессом. Так, сегодня промышленный рабочий за неделю производит объем про­дукции, на производство которого у его коллеги, жившего в XVIII в., ушло бы четыре года. А если сравнивать, например, производительность труда в США в разные годы, то окажется, что за 12 рабочих часов в 2000 г. амери­канец производил столько же товара, сколько за 40 рабочих часов в 1950 г.

Оборотной стороной процесса повышения эффективности произ­водства становится сокращение рабочего времени, становление систем социальной защиты, что высвобождает значительную часть времени человека. Этому способствует и «автоматизация» домашнего хозяйства, оптимизация быта, упрощающая прежде затратные по времени, рутин­ные домашние процессы. Таким образом, научно-технический прогресс дает современному человеку возможность потратить свой досуг на мно­гие другие занятия. Как показывает практика, большинство в значи­тельной степени тратит его на потребление СМИ — в политических, образовательных, культурных или развлекательных целях.

По существу функция стимулирования потребления сохранилась за СМИ на протяжении всего XX в., в период трансформации общества индустриального в постиндустриальное. Важно, что потребительский характер капитализма сохранялся, вне зависимости от фазы, на кото­рой находилась экономика. В результате СМИ удалось не только сохра­нить, но и усилить свою экономическую роль как регулятора «спроса и предложения», тогда как роль масс-медиа в политическом процессе, точ­нее в организации политического диалога, постоянно ослабевала.