систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

*Власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера носит название: харизматическая власть.

*Власть присуща всем руководителям, так как они наделены полномочиями управлять другими людьми.законная (традиционная) власть.

*Властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства. авторитарный.

*Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью, – это организационное решение.

*Выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правилен, является решением интуитивным.

*Выбор, обусловленный знаниями или наколенным опытом, является решением основанным на суждении.

*В соответствии с теорией мотивации Маслоу, основных типов потребностей насчитывается 5.

*В какой модели менеджмента применяется система «пожизненного найма»?японской.

*В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная.

*Взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля.структура управления.

*Виды контроля:предварительный, текущий, заключительный.

*Вид контроля, который проводится перед осуществлением хозяйственных операций в целях предупреждения нерациональности расходов и бесхозяйственности: предварительный.

*Вице-президент по производству сообщает управляющему завода (руководитель среднего звена о предстоящих изменениях в производстве продукции. К какому виду коммуникаций относится этот обмен информации? вертикальная нисходящая.

*Гибкость, легкая приспосабливаемость планов к неожиданным изменениям внешних факторов – это адаптивность.

*Главные положения теории «Х» являются предпосылками стиля руководства авторитарного.

*Главные положения теории «Y» являются предпосылками стиля руководства демократического.

*Главная цель менеджмента – это повышение результативности и эффективности работы фирмы.

*Главным компонентом социально-экономической системы является: человек.

*Для того чтобы иметь власть, основанную на вознаграждении следует: хорошо знать потребности подчиненных.

*Две или несколько взаимоисключающих возможностей, а также каждая из исключающих друг друга возможностей называются альтернативой.

*Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.

*Декодирование:расшифровка.

*Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую их полной отдачи. К какому виду стимулирования относится эта рекомендация? удовлетворение потребности в самовыражении.

*Детализация планов, разработка политики и механизмов регулирования, бюджетное планирование являются формами планирования краткосрочного (текущего).

*Диагноз проблемы, формулировка ограничений и критериев, выявление альтернатив, оценка альтернатив и окончательный выбор – этапы принятия рационального решения.

*Дифференциация человеческих потребностей на две группы: гигиенические факторы и мотиваторы – является отличительной чертой теории мотивации Херцберга

*Дифференциация человеческих потребностей на три основных вида: потребность во власти, в успехе и в принадлежности (причастности) – является отличительной чертой теории мотивации МакКлелланда.

*Дифференциация человеческих потребностей на три группы: потребности существования, связи или отношения и роста – является отличительной чертой теории мотивации Альдерфера.

*До 80-х годов 20 века по темпам роста производительности труда Соединенные Штаты отстали от многих торговых партнеров и конкурентов, а в какой стране рост производительности был значительно выше среднемирового показателя? Япония.

*Дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику.социальный пакет. «Принципы научного менеджмента»?Ф. Тейлор.

*Для чего необходим контроль в деятельности организации: для обнаружения проблемы и ее разрешимости.

*Для осуществления текущего контроля, необходима: обратная связь.

*Закрытые системы – это: системы, функционирующие независимо от изменения внешней среды.

*Из чего складывается культура управления:корпоративной культуры, инновационной культуры и культуры производства.

*Изучение способа использования слов и передаваемых ими значений: семантика.

*Информация, используемая для управления, подразделяется на: базовую, текущую.

*Информация, закодированная с помощью символов:сообщение.

*Интуитивный, основанный на суждениях и рациональный подход – это подходы к принятию решения.

*ИТР, АУП, рабочие, служащие, ученики – это категории персонала промышленного предприятия.

*Испытания, собеседование и тестирование являются методами отбора кадров.

*Инцидент – это действия со стороны оппонентов (субъектов конфликта).

*Источник, канал, сообщение, получатель – это четыре основных компонента модели коммуникации.

*Информация, закодированная с помощью символов представляет собой: сообщение.

*Кем был введен термин «коммуникация»: Норберт Винер.

*Конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению, - это стандарты.

*Каждый руководитель решает свои задачи совместно с непосредственным начальником, а не с вышестоящим руководством. Такой механизм принятия решений характерен для американского менеджмента.

*Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников? мотивация.

*Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой являются менеджеры, возглавляющие производственные отделения.

*К экономическим факторам относится: уровень занятости населения.

*К факторам внутренней среды организации относятся цели, задачи и ресурсы организации.

*Конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время, – это ситуация.

*Какие действия соответствуют стилю руководства «приказание»: авторитарный стиль.

*Когда руководством создается «команда», которая добивается самых высоких результатов работы? когда руководитель старается построить работу подчиненных таким образом, чтобы они видели в ней возможность самореализации, подтверждение собственной значимости в получении высоких результатов.

*Какой способ разрешения конфликта наиболее рационален? разрешение проблемы.

*Концепция стратегии кадровой политики: определяется стратегией организации, является самостоятельной функцией.

*Какую цель преследует предварительный контроль? выявить соответствия всех ресурсов намечаемой производственной программе.

*Какой этап процесса контроля самый дорогостоящий? измерение достигнутых результатов.

*Какое определение соответствует понятию «власть»? возможность влиять на поведение других людей (в частности работников).

*К какому видов стимулов относится помощь организации в обучении? материальное стимулирование.

*Какую форму власти следует избрать менеджеру, если его подчиненные имеют такое же, как у него образование, более того они учились вместе с менеджером в одной группе: законную и экспертную.

*Концентрирование руководства и управления в одном органе, подразделении, месте, лице (с отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности)– это централизация.

*Кто впервые ввел термин «принципы управления» и в 1911 г. опубликовал работу под названием.

*Кого из основоположников управления принято считать «отцом менеджмента» А. Файоль.

*Какие из перечисленных методов управления включают в себя систему законодательных актов страны и региона, систему нормативных и методических документов организации, систему оперативного управления? административные.

*Какие организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи? формальные.

*Какие организации функционируют без четко определенных целей, правил и структур? неформальные.

*Какая организационная структура предполагает, что во главе организации и каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями линейная структура.

*Качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности.разделение труда по «горизонтали».

*Как называется человек, который занимает должность в организации и которому подчиняются люди, ресурсы?менеджер.

*Какие управленческие цели порождают требования стратегической ориентации фирмы?предвидеть новые рынки.

*Какие принципиальные изменения происходят в системе менеджмента в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения (изменения во внешней среде)? управленческая практика вырабатывает методы организации деятельности фирмы, основанные на гибком реагировании к изменениям во внешней среде.

*Какие критерии к продвижению по службе и профессиональной компетентности присущи американской модели менеджмента: высокая квалификация, способность к обучению, тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специализациями

*Крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений являются: М.Фоллет и Э.Мэйо.

*К какой группе элементов организации относится структура? элементы управления.

*К каким факторам внешней среды относятся инвесторы? среда прямого воздействия.

*К какому виду разделения труда относится секция по продаже детской обуви торговой фирмы? горизонтальное разделение труда.

*К руководителям, какого звена относятся декан, начальник отдела маркетинга? среднего звена.

*Какую организационную структуру целесообразно построить в организации, которая выпускает относительно ограниченную номенклатуру продукции, действует в стабильных внешних условиях, для обеспечения своего «функционирования» требует решение стандартных управленческих задач: функциональную.

*Какая из организационных структур характеризуется большим дублированием функций управления:дивизиональная

*К какому виду коммуникаций относится данный обмен информации?горизонтальному.

*Личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам - это персонал организации.

*Межличностный конфликт это:это чаще всего, столкновение между руководителями в процессе за ограниченные ресурсы, между людьми из-за разного мнения, интересов, характера.

*Миссия – это общая цель предприятия, выражающая причину его существования .

*Метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития объекта или процесса – это прогнозирование.

*Маркетинговые, финансовые, производственные планы – основные разновидности планов функциональных.

*Матрица стилей руководства основана на сочетании двух подходов к управлению забота о людях и забота о производстве.

*Миссия это--четко выраженная причина существования организации.

*Методы управления, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.социально-психологические.

*Маркетолог фирмы дает рекламу новой продукции в газету «Новый Вестник». К какому виду коммуникаций относится данная коммуникация?коммуникации организаций с внешней средой.

*Назовите внутренние компоненты качества: степень соответствия товара потребностям, срок службы.

*Наиболее «менеджероемкими» компаниями являются страховые и финансовые.

*Наиболее распространенной формой организационного конфликта являются межгрупповые вертикальные конфликты.

*Началом всякой управленческой деятельности является .целеполагание

*Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий корпоративная культура.целеполагание.

*Невозможность оценить вероятность потенциальных результатов принятого решения – это неопределенность.

*Наиболее радикальным вариантом стратегии сокращения является ликвидация.

*Некоторая целостность взаимосвязанных подразделений, подчиненных одной или нескольким главным целям, является организационной (ым)структурой.

*Назовите внутренние и внешние заинтересованные группы в повышении эффективности предприятия?собственники, инвесторы, администрация, персонал, поставщики, покупатели, налоговая инспекция.

*Наиболее эффективный способ выбора альтернативы при решении сложной проблемы «мозговой штурм».

*Наиболее широко применяемым методом отбора кадров является собеседование.

*Нужда в чем-либо – это потребность.

*Один из способов манипулирования информацией, как введение кого-либо в заблуждение: дезинформация.

*Общая цель предприятия, выражающая причину его существования, – это миссия.

*Общий комплексный (стратегический) план, предназначенный для осуществления миссии и достижения хозяйственных целей организации, – это стратегия.

*Организационная структура, сформированная на временной основе в целях обеспечения выполнения конкретного задания, программы, объема работ, называется проектной.

*Организационная структура, основанная на автономии рабочей группы людей, обладающей производственной самостоятельностью и независимостью, полной ответственностью за результаты деятельности и гибкостью связей, называется бригадной.

*Организационные структуры, ориентированные на продукт, потребителя или регионы, называются дивизиональными

*Основанное на законе, нормативном акте или авторитете право отдавать распоряжения, выполнять определенные действия, называется полномочием.

*Относительно полное количество информации о внешней среде и ее возможная неточность называется неопределенностью.

*Организационная структура, построенная на основе прямого распределения должностных обязанностей от высшего звена к низшему, называется линейной.

*Организационная структура, представляющая собой группу лиц, на которых возложено решение специальных задач, называется комиссией.

*Обработка информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных целей:планирование.

*Обратная связь – это коммуникация по линии «подчиненные - руководитель».

*Обдуманный вывод руководителя о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией - это управленческое решение.

*Основной состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций – это кадры.

*Определение ценности вознаграждения как произведения валентностей является отличительной чертой теории мотивации Врума.

*Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки – это принцип.

*Ощущение недостатка в чем-либо, поведенческое проявление потребности – это побуждение.

*Отношения между руководителем и его подчиненными называются линейными.

*Процесс целенаправленного воздействия на объект -это?управление.

*Преимуществом централизованного управления является лучший контроль над деятельностью предприятий.

*Планирование в отношении реализации конкретной рыночной программы одного товара или услуги на одном сегменте рынка называется бизнес-планирование.

*Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий – это делегирование полномочий.

*Планирование в пределах одного этапа жизненного цикла или сферы деятельности одного из производств, контуров управления или подразделения организационно-производственной системы - называется текущее.

*Процесс побуждения себя или других к эффективной деятельности для достижения целей организации называется мотивацией.

*Процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация:коммуникация.

*Предмет труда в процессе управления, является средством коммуникации между людьми: информация.

*Предметом планирования являются:ресурсы предприятия.

*Планирование развития фирмы сроком на 5 лет, это среднесрочное

*Принцип предельных величин – это принцип:маржинальности.

*Принцип взаимосвязи всех деятельностей предприятия – это комплексность.

*Политика правительств других стран относится к факторам:международным.

*Планирование на месяц, квартал: текущее.

*Первым и самым существенным решением при планировании является выбор целей.

*При ухудшении показателей деятельности компании, экономическом спаде или просто для спасения организации прибегают к стратегии сокращения.

*По аспектам управления информация делится на:экономическую, организационную, социальную,

*Процесс выбора целей и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения - это планирование.

*Планы, регламентирующие текущую деятельность предприятия, называются тактическими.

*Предписания о том, какие действия должны (или не должны) быть предприняты в каждой конкретной ситуации, называются правилами.

*Планирование, суть которого отражается в необходимости соотносить каждодневные действия с соображениями относительно долгосрочных целей и последствий и которое строится на ситуационной основе, называется планированием стратегическим

*Постоянный состав работников учреждения – это штат.

*Продвижение работника по служебной лестнице в какой-либо сфере деятельности – это карьера.

*Последовательное, постепенное перемещение элементов какой-либо структуры (организации) – это ротация.

*Процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, включающий усвоение норм и ценностей среды - это социальная адаптация.

*Программа продвижения работников по службе, помогающая раскрывать все способности и применять их наилучшим для организации образом - это управление карьерой.

*Путь исследования, теория, учение, способ достижения цели, решения конкретной задачи – это метод.

*Право, воля и сила, свобода действий и распоряжений – это власть.

*Помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению заданного результата, называются шумом.

*Перевод, преобразование смысла идеи сообщения в символы – это кодирование.

*При какой структуре управления первому руководителю в разработке конкретных методов и подготовке соответствующих решений, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений, именуемых штабами?линейно-штабной.

*Процесс, при помощи которого руководство определяет правильны ли его решения, не нуждаются ли они в корректировке, процесс, обеспечивающий достижение цели:контроль.

*Процесс контроля состоит из ряда этапов:все вышеназванные варианты ответов верны.

*Первый этап процесса контроля – установление стандартов, характеризуется:конкретным критерием и временем.

*Предметы труда, средство труда, труд – элементы производственного процесса. В какой организации они имеют место?во всех предприятиях.

*Представители разных кафедр университета периодически обмениваются информацией по поводу профориентации в школах, гимназиях, колледжах, лицеях.

*Реакция получателя информации, показывающая, понята или не понята переданная информация, помогает преодолеть искажения: обратная связь.

*Различия восприятия, семантические расхождения, невербальные сигналы, противоречащие смыслу слов, плохая обратная связь и неумение слушать:барьеры в коммуникациях.

*Распространение хозяйственной деятельности на новые сферы – это диверсификация

*Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный

*Реальное противоречие, требующее своего разрешения, называется проблемой.

*Разработка нормативов, стандартов на результаты деятельности входит в обеспечение функции контроля.

*Разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка это:этапы процесса коммуникации.

*Руководитель хочет сообщить работникам об идее, над которой им следовало бы подумать. Какой канал лучше использовать руководителю?собрание.

*Решения, которые способствуют выполнению должностных обязанностей и достижения цели:организационные.

*Решения с ограниченной альтернативой, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией-запрограммированные.

*Работу подчиненных с низкой ответственностью, а зачастую и попустительством, называют либеральным стилем.

*Решение, являющееся результатом реализации определенной последовательности шагов или действий, называется: запрограммированным.

*Решение, являющееся результатом выбора в новых ситуациях, сопряженных с неопределенными и неизвестными факторами, называется незапрограммированным.

*Решение, не зависящее от прошлого опыта, а основанное на объективном аналитическом процессе, является рациональным.

*Работники, не состоящие в штате - это состав несписочный состав.

*Реакция получателя на сообщение источника называется обратной связью.

*Руководители, какого звена отвечают за непосредственное использование выделяемых ресурсов?высшего звена.

*Стратегический план разрабатывает:руководители высшего звена.

*Стратегическое планирование это одна из форм планирования.

*Совокупность приемов, методов и средств осуществления управления – это менеджмент.

*Способ воздействия на объект управления - это?методы менеджмента.

*Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля - измерение результатов.

*Сбор, обработка и анализ информации, сравнение полученных данных с плановыми показателями, принятие мер по корректировке, учет и отчетность являются функциями контроля.

*Стиль руководства, характеризующийся централизацией власти, единоначалием, чрезмерной требовательностью, методами принуждения, называется авторитарным.

*Стиль руководства, характеризующийся партнерскими отношениями, коллегиальным обсуждением проблем, самостоятельностью и инициативностью, взаимным контролем, называется демократическим.

*Система, имеющая жесткие фиксированные границы, действия которой относительно независимы от окружающей среды, называется закрытой.

*Система, взаимодействующая с внешней средой и приспосабливающаяся к изменениям в ней, называется открытой.

*Совокупность взаимосвязанных элементов, способствующих реализации всего комплекса операций по обеспечению процесса управления необходимой информацией:информационная система.

*Слово «контроль» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Вы согласны с этим? Укажите правильный ответ.это процесс обеспечения достижения целей организации.

*Стратегия управления персоналом предполагает:определение целей управления персоналом, формирование идеологии и принципов кадровой работы, нахождение баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов.

* «Стратегия» с греческого означает:искусство генерала.

*Систематическое отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы – это контроллинг .

*Сущностью процесса стратегического планирования является анализ альтернатив и выбор стратегии.

*Содержательные теории мотивации это:теория потребностей Маслоу.

*Совокупность приемов какой-либо работы, деятельности, поведения – это стиль.

*Средством влияния власти, основанной на принуждении, является страх.

*Средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, называется каналом.

*Состояние, побуждающее деятельность, направленную на удовлетворение потребностей - это мотивация.

*Совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей это --методы управления.

*Совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.экономические методы управления.

*Совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. организационная структура управления.

*Самая простейшая организационная структура линейная.

*Сколько существует основных видов контроля:3.

*Теория мотивации, которая старается определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы содержательная.

*То, что искажает смысл информации:шум.

*Точное знание результата каждого из альтернативных вариантов выбора – это определенность.

*Тактический план организации – это бизнес-план.

*Кого из основоположников управления принято считать «отцом менеджмента» А. Файоль.

*Теория «Z» включает в себя: программы служебной карьеры, предусматривающие ротацию кадров по различным функциональным областям компании, а не продвижение только одной, специализированной функциональной области.

*Укажите вид интереса персонала в повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятия:заработная плата.

*Уровень силы, с которой изменение одного фактора внешней среды воздействует на другие, называется взаимосвязанностью факторов внешней среды.

*Уровень доходов населения, их распределение, доли рынка относятся к факторам:рыночным.

*Условием возникновения конфликта является наличие конфликтной ситуации и инцидента.

*Укажите факторы косвенного воздействия на организацию: политические, научно-технические, состояние экономики, социально-культурные факторы.

*Укажите доминирующее качества делового человека согласно японской модели менеджмента? умение работать «в команде», нежелание рисковать.

*Форма власти, при которой исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.власть эксперта.

*Форма власти, при которой исполнитель верит, что влияющий имеет возможность принуждать таким образом, которая помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.власть, основанная на принуждении.

*Форма власти, при которой исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. власть, основанная на вознаграждении.

*Фирма «Дженерал Моторс» выбросила на латиноамериканский рынок модель автомобиля «Zebu Hoba», однако, не добилась увеличения сбыта. Исследования показали к ужасу фирмы, что слово «Hoba» на испанском означает «она не едет»! Как вы думаете, какие барьеры в коммуникациях помешали добиться фирме цели?семантические барьеры.

*Функции процесса управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

*Факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе их воздействие, являются факторами среды прямого воздействия.

*Факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но тем не менее сказываются на них, являются факторами среды косвенного воздействия.

*Форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, учреждения, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач - называется организацией.

*Финансовый план (роспись доходов и расходов на определенный срок), который служит руководством и средством контроля над будущими операциями, - это бюджет.

*Физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности рассматриваются в: иерархии потребностей Маслоу.

*Формальная организация – это:организация, обладающая правом юридического лица, цели, деятельности которой закреплены в учредительных документах

*Численность работников, непосредственно подчиненных одному начальнику – это норма управляемости.

*Что влияет на «усилие» работника согласно теории Портера-Лоулера? ценность вознаграждения, оценка вероятности связи «усилия – вознаграждения».

*Что представляет собой делегирование полномочий - передачу полномочий.

*Что такое «стратегия»:всесторонний комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижение ее целей.

*Что такое коммуникация?процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация.

*Численность работников по штатному расписанию – это численность списочная.

*Что из ниже перечисленного относится к внешней среде прямого воздействия?конкуренты.

*Что из нижеперечисленного относится к внешней среде косвенного воздействия?кредитно-денежная и фискальная политика.

*Что представляет собой семантические барьеры в процессе обмена информацией?различия в значениях слов и жестов.

*Чтобы избежать негативного воздействия контроля на поведение сотрудников, нужно:все варианты верны.

*Эффективность управленческого решения это:степень соответствия результатов, полученных от реализации управленческого решения, поставленным целям.

*Этот стиль руководства предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.либеральный.

*Этот стиль руководства основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя.демократический.

*Этот этап процесса контроля является самым дорогостоящим: измерение достигнутых результатов.

*Это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.деловая этика.

*Эта организационная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления).матричная структура.

*Явление или предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, называется объектом

17 основных микродвижений рабочих (терблиги) определилисупруги Ф. и Л. Гилбрет

«Отцом научного управления» называют Ф.У. Тейлора

«Принцип ориентации» Файоля заключается в группировке элементов менеджмента по видам выполняемой работы

«Принципы Мэйо», «иерархия потребностей Маслоу», «хоторнские эксперименты» являются вкладом в теорию управления школы человеческих отношений

Автор «административной доктрины» А. Файоль

Авторами матричного метода определения стиля руководства являются Р.Блейк и Дж.С.Моутон

Авторами теорий мотивации являются Д. МакГрегор и Ф. Херцберг

Автором «Учения об управлении», излагающего административную доктрину управления, является А. Файоль

Автором «иерархии потребностей» является А. Маслоу

Автором «принципов научного управления», положивших начало признанию управления наукой, является Ф.У. Тейлор

Автором иерархии потребностей является Маслоу

Автором книги «Стратегическое управление» является И. Ансофф

Автором теории «Y» является МакГрегор

Автором теории «Z» является Оучи

Автором теории «Х» является МакГрегор

Автором теории мотивации ERG является К. Альдерфер

Автором труда «Общее и промышленное управление» является А. Файоль

Адаптивность планов реализуется посредством ситуационного планирования

Алгоритм рационального решения проблемы включает пять взаимосвязанных действий

Анализ временных рядов и причинно-следственное (каузальное) моделирование в прогнозировании являются основными количественными методами

Анализ рыночных и финансовых отчетов, интервьюирование, консультации, опросы являются методами сбора информации формальными

Анализ стратегии фирмы, определяющий степень достижения с ее помощью поставленных целей, называется выборочным

Анализ, заключающийся в сопоставлении факторов внешней среды с профилем компании для определения сильных и слабых ее сторон, возможностей и угроз бизнесу, называется SWOT-анализом

Базой, основанной для разработки ликвидационного плана, служит план развития организации

В зависимости от характера взаимодействия с внешней средой организации делятся на два типа механистические и органические

В менеджменте управленческие процессы, организационные структуры и персонал являются основными аспектами

В новую стадию построения информационного общества человечество вступило в последней четверти ХХ в.

В процедуре контроля насчитывается этапов три

В соответствии с матричным методом самыми конкурентоспособными считаются предприятия, имеющие наибольшую долю на рынке

В соответствии с теорией мотивации Маслоу, основных типов потребностей насчитывается 5

В условиях определенности существует следующее количество альтернатив: одна

Важнейшим направлением контроля на предприятии является контроль качества

Важнейшим средством финансового контроля является бюджет

Вербальными средствами коммуникации передается (принимается) 7% сообщений

Вероятностное суждение о будущем на основе специальных научных исследований – это прогноз

Взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие частей целого – это координация

Вид контролируемого межцелевого напряжения, связанного с противопоставлением параллельных целей по единой горизонтали, называется конфликтом позиционным

Власть, построенная на силе личных качеств или способности лидера, является харизматической

Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого или совокупность процессов и действий между частями целого – это организация

Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя

Вознаграждения делятся на два типа внутренние и внешние

Врум ввел новое понятие меры ценностей - валентность

Вторым этапом стратегического планирования является выборочный анализ

Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью, - это организационное решение

Выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом, является решением, основанным на суждении

Выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правилен, является решением интуитивным

Выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих мер - три этапа контроля

Выработка цели менеджмента, прогнозирование и перспективное планирование являются составными частями стратегического управления

Выявление процесса развития явления, основного пути, тенденции и темпов развития в результате сглаживания кривой и приведение ее к какой-либо математической функции называется анализом временных рядов

Гибкость, легкая приспосабливаемость планов к неожиданным изменениям внешних факторов – это адаптивность

Главная мотивация менеджмента – это реализация поставленных целей

Главная цель менеджмента – это повышение результативности и эффективности работы фирмы

Главные положения теории «Y» являются предпосылками стиля руководства демократического

Главные положения теории «Х» являются предпосылками стиля руководства авторитарного

Годовой план организации включает, как правило, четыре основных раздела

Группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели, процесс создания некоторой структуры или системы – это организация

Данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени, - это релевантная информация

Две или несколько взаимоисключающих возможностей, а также каждая из исключающих друг друга возможностей называются альтернативой

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации

Детализация планов, разработка политики и механизмов регулирования, бюджетное планирование являются формами планирования краткосрочного (текущего)

Диагноз проблемы, формулировка ограничений и критериев, выявление альтернатив, оценка альтернатив и окончательный выбор - этапы принятия рационального решения

Директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших принципов организации, являются планами стабильными

Дифференциация человеческих потребностей на две группы: гигиенические факторы и мотиваторы - является отличительной чертой теории мотивации Херцберга

Дифференциация человеческих потребностей на три группы: потребности существования, связи или отношения и роста - является отличительной чертой теории мотивации Альдерфера

Дифференциация человеческих потребностей на три основных вида: потребность во власти, в успехе и в принадлежности (причастности) - является отличительной чертой теории мотивации МакКлелланда

Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия в зарубежном бизнесе используют следующие методы индикаторный и матричный

Задания по менеджменту и задания по специальности имеют менеджеры всех трех уровней управления

Закон, согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма, известен как закон необходимого разнообразия

Законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи, называется операцией

Замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих интересов, называется корпоративной

Запрограммированные и незапрограммированные решения являются разновидностями решения организационного

Застой в производстве, торговле, экономике называется стагнацией

Затраты разного рода, как правило, составляющие цены, - это издержки

Знаменитые «хоторнские эксперименты» проводились Э. Мэйо

Знаменитым разработчиком основ бюрократической организации является Вебер

ИТР, МОП, АУП, рабочие, служащие, ученики - это категории персонала промышленного предприятия

Иерархия потребностей предполагает первоочередное удовлетворение потребностей нижних уровней

Из перечисленных авторов: 1) А. Файоль; 2) К. Арджирис; 3) Л.Урвик; 4) Д. Марч; 5) Д. Муни; 6) Ф. Гилбрет - представителями классической школы управления являются 1, 3, 5

Из перечисленных авторов: 1) Г. Гант; 2) М.П. Фоллет; 3) Ф.У. Тейлор; 4) Э. Мэйо; 5) Г. Саймон; 6) А. Маслоу - представителями школы человеческих отношений являются 2, 4, 6

Из перечисленных авторов: 1) С. Черчмен; 2) А. Маслоу; 3) Д. Марч; 4) Г. Гант; 5) Д. Форрестер; 6) Д. Муни - представителями школы науки управления являются 1, 3, 5

Из перечисленных авторов: 1) Ф.У. Тейлор; 2) А. Файоль; 3) М.П. Фоллет; 4) Ф. Гилбрет; 5) С. Черчмен; 6) Г. Гант - представителями школы научного управления являются 1, 3, 6

Из перечисленных видов планов: 1) общегосударственные; 2) текущие; 3) региональные; 4) среднесрочные; 5) отраслевые; 6) перспективные - планами, дифференцированными по срокам, являются 2, 4, 6

Из перечисленных видов планов: 1) общегосударственные; 2) текущие; 3) региональные; 4) среднесрочные; 5) отраслевые; 6) перспективные - планами, дифференцированными по хозяйствующим субъектам, являются 1, 3, 5

Из перечисленных видов функций менеджеров: 1) стратегические решения; 2) оперативные решения; 3) распоряжения; 4) исполнительные работы - для всех уровней управления характерны 2. 3, 4

Из перечисленных принципов: 1) научность; 2) дисциплина; 3) экономичность; 4) иерархия; 5) ответственность; 6) инициатива - принципами администрирования являются 2, 4. 6

Из перечисленных руководителей: 1) президент; 2) начальник отдела; 3) вице-президент; 4) бригадир; 5) управляющий отделением; 6) мастер - к высшему уровню управления относятся 1, 3

Из перечисленных руководителей: 1) президент; 2) начальник отдела; 3) вице-президент; 4) бригадир; 5) управляющий отделением; 6) мастер - к нижнему уровню управления относятся 4, 6

Из перечисленных руководителей: 1) президент; 2) начальник отдела; 3) вице-президент; 4) бригадир; 5) управляющий отделением; 6) мастер - к среднему уровню управления относятся 2, 5

Из перечисленных функций менеджеров: 1) стратегические решения; 2) оперативные решения; 3) распоряжения; 4) исполнительные работы - только для высшего уровня управления характерны 1

Из перечисленных функций: 1) постановка целей; 2) подбор кадров; 3) стратегическое планирование; 4) текущее руководство; 5) контроль; 6) достижение целей - функциями руководителей высшего звена являются 1, 3, 5

Из перечисленных функций: 1) постановка целей; 2) подбор кадров; 3) стратегическое планирование; 4) текущее руководство; 5) контроль; 6) достижение целей - функциями руководителей среднего звена являются 2, 4, 6

Изменение в поведении получателя вследствие передачи сообщения называется эффектом коммуникации

Изменение численности работников вследствие приема на работу или увольнения – это оборот рабочей силы

Индикативное планирование носит характер рекомендательный

Интуитивный, основанный на суждениях и рациональный подход - это подходы к принятию решения

Информацией, имеющей оперативное значение и не имеющей перспектив долгосрочного характера, являются наглядная и письменная информация

Информация, получаемая из печатных источников периодической печати, информационных бюллетеней, называется письменной

Информация, получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов), называется наглядной

Инцидент - это действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом

Использование методов научного анализа, отбора и обучения персонала, отделение плановой и организационной работы от производственной являются вкладом в развитие управленческой мысли школы научного управления

Испытания, собеседование и тестирование являются методами отбора кадров

Источник, канал, сообщение, получатель - это четыре основных компонента модели коммуникации

К внешнему вознаграждению относится символ служебного статуса и престижа

К факторам внутренней среды организации относятся цели, задачи и ресурсы организации

Каждый руководитель решает свои задачи совместно с непосредственным начальником, а не с вышестоящим руководством. Такой механизм принятия решений характерен для американского менеджмента

Какая из перечисленных коммуникативных ролей свойственна секретарю руководителя фирмы, организации «сторожа»

Ключевой (основной) целью подсистемы маркетинга в организации является увеличение объема продаж

Ключевыми моментами разработок школы науки управления являются моделирование и исследование операций

Ключевыми сферами применения предварительного контроля являются ресурсы человеческие, материальные и финансовые

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой являются менеджеры, возглавляющие производственные отделения

Коллегиальные и параллельные отношения образуют группу латеральных

Коммуникационная роль, заключающаяся в контроле входных потоков информации – это сторож

Коммуникационная роль, заключающаяся в оказании неформально решающего влияния на поведение остальных – это лидер мнения

Коммуникационная роль, заключающаяся в осуществлении взаимосвязи групп – это связной

Коммуникационная роль, заключающаяся в осуществлении взаимосвязи системы с внешней средой – это космополит

Коммуникационная сеть, в которой индивиды взаимодействуют с другими, не контактирующими между собой лицами, называется радиальной личностной сетью

Коммуникационная сеть, в которой те, кто связан с индивидом, также взаимодействуют друг с другом, называется взаимосвязанной личностной сетью

Коммуникационная сеть, охватывающая устойчивые схемы коммуникации всех индивидов в системе, называется сетью полной системы

Коммуникационная сеть, являющаяся подсистемой, элементы которой взаимодействуют друг с другом относительно чаще, чем с другими элементами сети, называется группой

Коммуникационная сеть, являющаяся устойчивой схемой коммуникационных потоков данного индивида с любым другим индивидом, называется личностной

Комплексное управление материальными потоками, которые отслеживаются на этапах снабжения, производства и сбыта, - это логистика

Конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению, - это стандарты

Конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время, - это ситуация

Контроллинг – это отслеживание и корректировка выполняемых работ

Концентрирование руководства и управления в одном органе, подразделении, месте, лице (с отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности )- это централизация

Критерий классификации планов на народнохозяйственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные хозяйствующие субъекты

Крупная функциональная составляющая сложной системы – это подсистема

Лидер, администратор, плановик, предприниматель – это архетипы управляющих

Лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти

Лидерство по ценам, дифференциация и фокусная стратегия - три типа стратегий планирования стратегического

Личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам – это персонал

Маркетинг – это современная система управления производственно-сбытовой деятельностью коммерческих предприятий, основанная на комплексном анализе рынка

Маркетинговые, финансовые, производственные планы - основные разновидности планов функциональных

Матрица стилей руководства основана на сочетании двух подходов к управлению забота о людях и забота о производстве

Метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития объекта или процесса – это прогнозирование

Метод планирования и программирования, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ, называется программно-целевым

Метод управления по принципу: система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов - называется принципом исключения

Методичная оценка функциональных зон организации для выявления стратегически сильных и слабых сторон называется управленческим обследованием

Методы прогнозирования подразделяются на количественные и качественные

Миссия – это общая цель предприятия, выражающая причину его существования

Многие специалисты считают механистический подход синонимом организации бюрократической

Моделирование, используемое для прогнозирования явлений с несколькими (хотя бы двумя) независимыми переменными, называется причинно-следственным, или каузальным

Модель комплексного, системного подхода к определению состава целей, основанного на упорядочении их иерархии путем декомпозиции главной цели на подцели, называется деревом целей

Наиболее «менеджероемкими» компаниями являются страховые и финансовые

Наиболее очевидной и признанной формой роста является слияние корпораций

Наиболее радикальным вариантом стратегии сокращения является ликвидация

Наиболее распространенной формой организационного конфликта являются межгрупповые вертикальные конфликты

Наиболее распространенным принципом классификации планов является аспект временной

Наиболее широко применяемым методом отбора кадров является собеседование

Наиболее эффективный способ выбора альтернативы при решении сложной проблемы «мозговой штурм»

Наибольшие возможности для влияния на подчиненных путем убеждения создаются у руководителя при парсилативном управлении

Наивысший уровень децентрализации управления характерен для конгломератов

Направление или группа смежных направлений хозяйственной деятельности организации, которые имеют ярко выраженную специализацию, определенный круг поставщиков, потребителей, конкурентов и рынков, называется стратегическим, хозяйственным подразделением (СХП)

Направление управленческой деятельности, охватывающее стадию материально-технического снабжения, производство и сбыт, называется логистикой

Началом всякой управленческой деятельности является целеполагание

Невербальными средствами коммуникации передается (принимается) 93% сообщений

Невозможность оценить вероятность потенциальных результатов принятого решения – это неопределенность

Некоторая целостность взаимосвязанных подразделений, подчиненных одной или нескольким главным целям, является организационной (ым) структурой

Некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, - это система

Несостоятельность, отсутствие средств у должника – это банкротство

Новым статусом подразделений, выпускающих принципиально новую продукцию, станут центры инвестирования

Новым статусом подразделений, выпускающих традиционную конечную продукцию, станут центры прибыли

Нужда в чем-либо – это потребность

Обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией – это управленческое решение

Оборот рабочей силы вследствие выбытия по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины – это текучесть рабочей силы

Обратная связь – это коммуникация по линии «подчиненные - руководитель»

Обсуждение сложившейся ситуации и личные наблюдения являются методами сбора информации неформальными

Общая цель предприятия, выражающая причину его существования, - это миссия

Общее руководство (иерархия), правила и процедуры, планы, целевые межфункциональные группы, горизонтальные связи и матричный тип взаимодействия являются элементами технологии принятия решений

Общепринятым является разделение управления на следующие уровни высший, средний и нижний

Общий комплексный план, предназначенный для осуществления миссии и достижения хозяйственных целей организации, - это стратегия

Ограниченный рост, сокращение и их сочетание являются основными видами стратегических альтернатив

Операционная система производственной деятельности организации включает в себя подсистемы планирующую, контролирующую, перерабатывающую, обеспечивающую

Определение ценности вознаграждения как произведения валентностей является отличительной чертой теории мотивации Врума

Определенность, риск и неопределенность – параметры среды принятия решений

Организации (в зависимости от отношений организации и ее работников) классифицируются на корпоративные и индивидуалистские

Организации с экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти, являются механистическими

Организационная структура, основанная на автономии рабочей группы людей, обладающей производственной самостоятельностью и независимостью, полной ответственностью за результаты деятельности и гибкостью связей, называется бригадной

Организационная структура, построенная на основе прямого распределения должностных обязанностей от высшего звена к низшему, называется линейной

Организационная структура, представляющая собой группу лиц, на которых возложено решение специальных задач, называется комиссией

Организационная структура, сформированная на временной основе в целях обеспечения выполнения конкретного задания, программы, объема работ, называется проектной

Организационные структуры, ориентированные на продукт, потребителя или регионы, называются дивизиональными

Организация, ключевыми организационными факторами которой являются люди, группы и их квалификация, приоритет индивидуальной компетентности и инициативы, гибкость и сетевое построение, акцент на имеющиеся возможности и эффективность, называется предпринимательской

Организация, основанная на власти компетентности и знания, высокой личной ответственности и степени свободы сотрудников, минимуме формальностей, высокой квалификации и творчестве персонала, гибкости и подвижности структуры, называется эдхократической

Организация, построенная на участии работников всех уровней в управлении подотчетности всех лиц совместному контролю, творческом отношении к работе, называется партисипативной

Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки – это принцип

Основной современной идеей развития системы управления является создание внутриорганизационного рынка

Основной состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций – это кадры

Основные критерии дифференциации планов цели и задачи

Основные микродвижения рабочих получили название терблигов

Основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений – это принципы управления

Основным звеном системы управления персоналом является кадровая служба

Основным конфликтогенным фактором является борьба по проблемам власти

Основным содержанием долгосрочных планов является определение целей и стратегии

Основным содержанием заключительного контроля является: корректировка результатов или стандартов

Основными системами оплаты труда являются повременная и сдельная

Основными средствами реализации предварительного контроля являются правила и процедуры

Основных архетипов управляющих насчитывается 4

Основных коммуникационных ролей насчитывается 4

Основных научных школ управления насчитывается 5

Основных стилей руководства по матричному методу насчитывается 5

Основой матричного метода оценки конкурентоспособности потенциала предприятия является кривая жизненного цикла товаров

Основоположниками идеи «производственной демократии» являются Дж. Коул и А. Гоц

Отличительным признаком конфликта является невозможность реализации целей какой-либо из взаимодействующих сторон

Относительная скорость изменения внешней среды называется ее подвижностью

Относительно полное количество информации о внешней среде и ее возможная неточность называется неопределенностью

Отношение к явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам – это оценка

Отношения между руководителем и его подчиненными называются линейными

Отношения между сотрудниками одного подразделения, подчиненными одному начальнику, называются коллегиальными

Отношения между сотрудниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных подразделениях, называются параллельными

Отношения специалиста, который выполняет определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации, называются функциональными

Отсутствие действий, устранение отклонений от стандартов и пересмотр самих стандартов являются типичными вариантами третьего этапа контроля

Ощущение недостатка в чем-либо, поведенческое проявление потребности – это побуждение

Первым этапом стратегического планирования является SWOT-анализ

Перевод, преобразование смысла идеи сообщения в символы – это кодирование

Перечисленные авторы: Маслоу, Херцберг, МакКлелланд, Врум - являются разработчиками теорий мотивации

План действий, состоящий из серии шагов, которым необходимо следовать при выполнении отдельных (повторяющихся) заданий или при исполнении определенных обязанностей, называется процедурой (стандартной инструкцией)

План, в соответствии с которым устанавливаются параметры принятия повторяющихся второстепенных решений, называется политикой

Планирование, суть которого отражается в необходимости соотносить каждодневные действия с соображениями относительно долгосрочных целей и последствий и которое строится на ситуационной основе, называется планированием стратегическим

Планы, регламентирующие текущую деятельность предприятия, называются тактическими

По Тофлеру, происходящая социотехнологическая революция является информационно-компьютерной

Побудить исполнителя к активному сотрудничеству возможно двумя способами: убеждением и участием

Повышение прибыльности, снижение издержек и устранение (смягчение) рисков являются задачами управления

Подход, основанный на комплексном рассмотрении управления, называется системным

Подход, основанный на положении о том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, называется ситуационным

Подход, основанный на представлении управления как непрерывной серии взаимосвязанных управленческих функций, называется процессным

Политика, процедуры (стандартные инструкции) и правила (рекомендации) - три типа планов стабильных

Полная система производственной деятельности организации, состоящая из четырех подсистем: планирующей, контролирующей, перерабатывающей и обеспечивающей, называется операционной

Помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению заданного результата, называются шумом

Поскольку люди являются социальными компонентами любой организации, последняя является системой социотехнической

Последовательное, постепенное перемещение элементов какой-либо структуры (организации) – это ротация

Последовательность множества чисел, характеризующих изменение во времени величины явления, - это временные ряды

Постоянный состав работников учреждения – это штат

Потенциально заложена возможность конфликтной ситуации при использовании власти, основанной на принуждении

Право, воля и сила, свобода действий и распоряжений – это власть

Предвидение возможной стратегии и тактики конкурентов и их доли на рынке – это прогноз развития конкуренции

Предписания о том, какие действия должны (или не должны) быть предприняты в каждой конкретной ситуации, называются правилами (рекомендациями)

Предположение о повторении в будущем тенденций, имевших место в прошлом – это экстраполяция

Преимуществом централизованного управления является лучший контроль над деятельностью предприятий

При какой форме власти в организации у подчиненного временно может оказаться больше власти, чем у руководителя при экспертной власти

При ухудшении показателей деятельности компании, экономическом спаде или просто для спасения организации прибегают к стратегии сокращения

Приведение к единой системе, форме, единообразию – это унификация

Прием в связи с расширением производства и увольнение по сокращению производства, из-за сезонности работ, в результате перевода на другое предприятие, призыва в армию, выхода на пенсию – это необходимый оборот рабочей силы

Принцип хамелеона, необходимость управлять всеми функциями организации, разделение управления на три уровня, принцип роста эффективности – это основополагающие принципы менеджмента

Прогнозирование, моделирование и программирование являются ступенями, подфункциями планирования

Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль – это функции менеджмента

Программа деятельности хозяйствующего субъекта и отдельных звеньев системы управления – это план

Программа продвижения работников по службе, помогающая раскрывать все способности и применять их наилучшим для организации образом – это управление карьерой

Программно-целевой метод основан на построении двух графов: дерева целей и дерева ресурсов

Программы и проекты являются видами планов единовременных

Продвижение в какой-либо сфере деятельности – это карьера

Производственные ресурсы системы, упорядоченные в некоторой последовательности, образуют технологическую линию

Профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами менеджеры

Процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, включающий усвоение норм и ценностей среды - это социальная адаптация

Процесс выбора целей и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения – это планирование