Компетенция органов местного самоуправления

 

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирова-
ния отношений недропользования относятся:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-
экономических и экологических интересов населения территории при пре-
доставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной про-
мышленности;

предоставление в соответствии с установленным порядком разреше-
ний на разработку месторождений общераспространенных полезных иско-
паемых, а также на строительство подземных сооружений местного значе-
ния;

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 Закона о недрах;

контроль над использованием и охраной недр при добыче общерас-
пространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подзем-
ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

На территории некоторых субъектов РФ (краев, областей) могут распо-
лагаться другие субъекты РФ (автономные округа). Так на территории Тю-
менской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.
Возникает вопрос также о разграничении компетенции между этими тремя
субъектами РФ. К этим отношениям следует применять положения ст. 26.6 ФЗ «О принципах организации органов власти субъектов РФ». На осно-
вании этой статьи установление порядка пользования и распоряжения уча-
стками недр с общераспространенными полезными ископаемыми и предос-
тавление недр для целей строительства подземных сооружений, не связан-
ных с добычей полезных ископаемых, относится к компетенции автоном-
ных округов на своей территории.

Разграничение компетенции возможно осуществлять договорами и
иными соглашениями и должно носить дополнительный характер по отно-
шению к разграничению законами. По смыслу закона, договорами разгра-
ничивается компетенция между самой Российской Федерацией и субъекта-
ми РФ, иными соглашениями - между их органами исполнительной власти
(ст. 1 и ст. 26.1 ФЗ Об общих принципах организации органов власти
субъектов РФ). Однако в ст. 26.7 этого же закона определено, что разграни-
чение компетенции договором допускается, если это обусловлено экономи-
ческими, географическими и иными особенностями субъекта РФ. В меру
необходимости осуществить разграничение иначе, чем это установлено в
федеральном законе. Таким образом, сама необходимость договора связана
с фактической невозможностью исполнения федерального закона. Противо-
речие в некоторой степени устраняется тем, что такой договор утверждается
федеральным законом (аналогично ратификации международного договора)
и этот договор приобретает силу федерального закона. С другой стороны,
такой договор становиться частью федерального закона, а не договором.
Значит, нарушается правило п. 3 ст. 11 Конституции РФ, закрепляющее
возможность разграничения договором, а не законом, и ставиться под со-
мнение правило п. 5 ст. 76 Конституции.

Закон определяет существенные условия договора и порядок его при-
нятия. К существенным условиям, т. е. при наличии которых договор может
считаться заключенным, относятся: перечень передаваемых полномочий, условия и порядок их осуществления, права и обязанности сторон, в том
числе и по финансированию, срок действия, который не может быть более
десяти лет. Собственно говоря, в силу п. 4 ст. 26 Закона эти условия обяза-
тельно должны оговариваться и в законах о разграничении полномочий.

Соглашениями между органами власти РФ и субъектов РФ полномочия могут перераспределяться, если это не противоречит законодательству и полномочия нельзя возложить на соответствующие органы в равной степени. Существенные условия такого соглашения аналогичны условиям договоров между РФ и субъектами РФ, но утверждаются они Постановлением Правительства РФ. Статья 78 Конституции РФ допускает передачу полномочий между органами исполнительной власти только на основании соглашений.

Договорный процесс разграничения полномочий начался с принятия в
1992 г. Федеративного договора. На основании этого договора практически
все субъекты РФ заключили договоры о разграничении прав на природные
ресурсы на их территории, которые оказались в собственности субъектов
РФ. После принятия Конституции РФ в 1993 г. Конституционный Суд РФ
установил принцип верховенства Конституции и федеральных законов на
всей территории РФ, вследствие чего положения этих договоров стали не-
действительными. Процесс разграничения полномочий начался вновь. В этой связи противоречащую Конституции РФ договорную практику перераспределе-
ния предметов ведения можно считать прекращенной