Ведомственные нормативные акты

 

Исполнительная власть России является двухуровневой.

Высший уровень представлен в лице Правительства РФ, второй уровень со-
ставляют министерства, агентства и службы Российской Федерации.

Требования к ведомственным нормативным актам установлены в Указе
Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 и в Правилах подготовки норматив-
ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их го-
сударственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

Ведомственные акты должны приниматься на основании и во исполне-
ние законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а
также по собственной инициативе, но в пределах компетенции министерств. Во всяком случае, принятие такого акта должно основываться на положени-
ях нормативного акта большей юридической силы, например, устанавли-
вающего компетенцию министерства.

Акты могут приниматься только в форме постановлений, приказов,
распоряжений, правил, инструкций и положений. Не могут издавать нор-
мивные акты структурными подразделениями министерств, например, тер-
риториальными подразделениями.

Промульгация заключается в утверждении акта руководителем органа
(заместители могут утверждать нормативные акты, если такие полномочия
для них утверждены на заседании Правительства РФ), государственной ре-
гистрации, опубликовании и истечении сроков вступления в силу. Государ-
ственной регистрации и опубликованию подлежат только акты, затраги-
вающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие право-
вой статус организации или носящие межведомственный характер. Госу-
дарственную регистрацию осуществляет Министерство юстиции РФ, кото-
рое перед регистрацией проводит юридическую экспертизу нормативного
акта. Официальными источниками опубликования являются "Российская
газета" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-
тельной власти". Исполнение таких актов допускается после их опублико-
вания. Вышеупомянутым Указом Президента РФ установлен десятиднев-
ный срок с момента опубликования для вступления нормативных актов в
силу, если в самом ведомственном акте не установлен иной срок. Существу-
ет точка зрения о недопустимости придания обратной силы для иных нор-
мативных актов (указов Президента РФ и постановлений Правительства
РФ) и ведомственных актов, т. е. кроме законов.