Акты законодательного органа Российской Федерации

 

Следующими по юридической силе являются федеральные законы. За-
коны принимаются органами законодательной власти. Такие органы явля-
ются представительными, т. е. формируются по принципу представления
территорий.

В Конституции РФ федеральным законам отводиться особая роль. Так
в п. 2 ст. 4 Конституции установлен принцип верховенства федеральных за-
конов на всей территории РФ. В связи с тем, что высшей ценностью для ли-
берального государства являются права человека, ст. 18 Конституции пре-
дусматривает, что содержание законов должно определяться этими либе-
ральными ценностями. Соответственно ограничение прав личности, вклю-
чая и право собственности, возможно только федеральным законом и толь-
ко в соответствии с принципом ограничения, установленным в ст. 55. Осно-
вываясь на этих принципах можно определять конституционность законов и
не применять их в случае противоречия Конституции РФ.

В Российской Федерации законодательным органом является Феде-
ральное собрание. Это двухпалатный орган, состоящий из Государственной
Думы и Совета Федерации. Кроме того, в законодательном процессе в раз-
ной степени участвуют и другие лица; субъекты законодательной инициа-
тивы, Правительство РФ, Президент РФ. В частности, федеральные законы обязательно подписываются Президентом РФ (статьи 104 - 108 Конституции РФ) Для нормативных актов всегда специально регламентируется процедура промульгации (подписания и обнародования). Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" уста-
новлено, во-первых, законы РФ должны быть опубликованы в официальных
изданиях, во-вторых, вступают в силу через 10 дней с момента их первого
опубликования, если иное не указано в законе (см. ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Официальными считаются следующие издания: "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства". В практике был случай, когда часть первая. Налогового кодекса была опубликована в разных вариантах в Российской газете и Собрании законодательства, и встал вопрос, какой из этих текстов считать
аутентичным? Следует полагать, что приоритет имеет первое издание, по-
скольку срок для вступления в силу исчисляется с момента первого опубли-
кования.

В юриспруденции есть понятие "обратная сила закона". По общему
правилу, закон применяется только к отношениям, которые возникают по-
сле его вступления в силу, т. е. обратной силы не имеют. Как уже было вид-
но, ст. 6 Закона «О порядке вступления в силу актов Федерального Собра-
ния» допускает иное, т. е. прямым указанием закона ему может быть прида-
на обратная сила. В некоторых случаях такая возможность ограничена Кон-
ституцией РФ. Ст. 54 Конституции РФ устанавливает невозможность об-
ратной силы нормативных актов, устанавливающих новую или отягчающих существующую ответственность, но если закон отменяет или смягчает от-
ветственность, то он всегда имеет обратную силу. Ст. 57 Конституции РФ аналогичное правило устанавливает для налогового законодательства.