РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ И ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Одним из важнейших этапов работы над дипломной и курсовой работой является работа с литературой, с картографическими, статистическими, фондовыми и другими материалами. Особое внимание при этом обращается на их подбор и соответствующую обработку.

Важнейшим источником теоретических идей и фактов являются директивные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации, а также Республики Мордовия.

Много нужного и полезного для своей работы может почерпнуть студент, ведущий научные исследования, регулярно следя за важнейшими периодическими географическими и экологическими изданиями. Старейшее из них – "Известия Русского географического общества". В зависимости от темы работы можно использовать также многие другие периодические издания -"Вестник Московского университета. Серия 5. География"; "География в школе"; "Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География"; "Известия Российской Академии наук. Серия географическая"; "Экология"; "Природа"; "География и природные ресурсы"; "Энергия. Экономика. Техника. Экология"; "Геодезия и картография"; "Наука и жизнь" и др.

Интересные материалы по Мордовии можно найти в местных журналах ("Вестник Мордовского университета", "Регионология", "Экологический вестник Мордовии") и газетах. Наиболее широкий выбор периодических изданий обычно предоставляют крупные городские и республиканские библиотеки. Кроме того, практически все перечисленные издания могут предоставить студентам читальные залы нашего университета.

Интересный материал можно почерпнуть в эпизодически издаваемых сборниках Московского филиала Русского географического общества "Вопросы географии". Обычно эти сборники тематические. Таковы же и сборники серии "Итоги науки и техники", издаваемые Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ), где приводятся полные библиографические обзоры по важнейшим направлениям географической и экологической науки.

Очень важным источником информации являются различные справочные издания, хотя в этом случае следует учитывать быстрое старение фактического материала.

Невозможно в наше время вести научные исследования, не прибегая к помощи реферативных журналов, и в первую очередь "География". В этом ежемесячном журнале публикуются рефераты (краткие изложения) статей, монографий и других материалов, многочисленных отечественных и зарубежных авторов по географии и смежным наукам. Журнал помогает ориентироваться в новой информации по любому исследуемому вопросу.

В зависимости от темы исследований используют и другие реферативные журналы: "Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов"; "Охрана и улучшение городской среды"; "Экология человека; "Геодезия, аэрофотосъемка и картография".

Как показывает практика, основным источником подбора литературы являются систематические (тематические) и алфавитные каталоги, имеющиеся в каждой библиотеке. Каталог – это перечень источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. Алфавитным каталогом пользуются в том случае, если точно известны фамилии авторов или точные названия работ. Если по тематическому и алфавитному каталогу нужную литературу обнаружить не удалось, тогда обращаются к услугам межбиблиотечного абонемента, действующего при библиотеке университета. По специальному заказу необходимые книги можно затребовать из любой библиотеки России. Следует помнить, что почти во всех книгах имеется список литературы, который дает представление о наиболее значительных работах в соответствующей научной отрасли. Это облегчает поиск литературных источников.

Во многих организациях оказываются платные услуги по ксерокопированию работ (книг, журналов) или их составных частей (глав, страниц, отдельных рисунков и т. д.).

Фондовые материалы представляют собой отчеты научных или производственных организаций о проведенных исследованиях по определенной теме. Они, как правило, отпечатаны на машинке в нескольких экземплярах и хранятся в фондах (архивах) тех учреждений, где были составлены. Работа с фондовыми материалами ведется только в стенах соответствующего учреждения. В другие учреждения и на дом не выдаются. Для сбора фондовых материалов и проведения полевых исследований студенты получают официальное письмо деканата факультета в соответствующие республиканские, городские, районные и другие организации о содействии в сборе материала.

Весьма ценные сведения об объекте можно получить методом полевых исследований. Прежде чем отправиться в поле, необходимо хорошо изучить район исследования по литературным источникам (если есть такая возможность), составить план – программу сбора материала. При этом необходимо наметить, какие материалы будут собраны путем непосредственного наблюдения, документальным способом, методом опроса (анкеты).

Основной формой изучения литературы по теме курсовой и дипломной работ является составление конспекта прочитанных книг и статей. Конспект (лат. conspectus - обзор) – краткое изложение прочитанного, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т. д. Как правило, записи должны быть сделаны своими словами. Абзацы и отдельные фразы, целиком взятые из текста конспектируемой работы, пишутся в кавычках с указанием страницы. Это необходимо для последующей ссылки на источник, а также для того, чтобы ошибочно при дальнейшем использовании конспекта не принять мысли автора за свои. В научно-исследовательской работе, как известно, подобного рода действия расцениваются как плагиат (лат. рlagium – похищение) – литературная кража, присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное. Обнаружение его влечет за собой замечание руководителя, а если промах студента будет замечен при защите курсовой (дипломной) работы, она может быть оценена неудовлетворительной оценкой.

При изучении литературного материала студент должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой или дипломной работы материал исходя из намеченных разделов будущей работы. В конспекте желательно отметить, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника. Весьма важно записывать свои мысли, суждения, возникающие непосредственно при чтении того или иного литературного источника (обычно это делается на полях конспекта).

Готовых рецептов чтения научной литературы не существует. Однако можно рекомендовать такую схему проработки источников: ознакомиться по оглавлению с общим содержанием и структурой работы, прочитать введение и заключение, чтобы определить степень важности данного литературного источника. После этого принимается решение, какие главы и разделы необходимо законспектировать. Следует подчеркнуть необходимость критического отношения к источникам по следующим соображениям. Во-первых, в содержании и выводах некоторых устаревших работ могут содержаться заведомо идеологически неверные позиции. Во-вторых, даже при чтении работ современных ученых приходиться считаться с разным уровнем их выполнения, встречаться с устаревшим фактическим материалом, ошибочной его интерпретацией, со спорными положениями. Наконец, в-третьих, возможны случаи приведения непроверенных фактов, просто опечатки. В связи с этим необходимо в ходе исследования выработать свою точку зрения по данному вопросу.

Составленные конспекты следует систематизировать, т. е. разложить по разделам и подразделам. Конспект некоторых работ, наиболее близких к основным разделам темы, рекомендуется завершать рефератом. Реферат (лат. referre – докладывать) – изложение сущности какого-либо вопроса). Реферирование прочитанных работ вырабатывает у студентов навыки обобщения прочитанного и краткого, логического изложения существа рассматриваемого вопроса. Составление реферата является творческим элементом работы и требует активного мышления студента.

Таким образом, обработка собранного первичного материала заключается в его систематизации, обобщении, анализе, увязке с литературными данными и формулировании выводов.