Анализ материальных ресурсов
В логистике для дифференцирования объектов управления материальные потоки, запасы, клиенты, поставщики и д.р. партнёры.
Применяют следующие методы:
· порете анализ,
· объемно - стоимостной анализ,
· ABC анализ,
· XYZ анализ,
· совместный ABCXYZ анализ
· ФСА анализ (функционально-стоимостной анализ).
Порете анализ – меньшая часть наиболее активных элементов, обеспечивает большую часть эффекта. Среднестатистически выходит, что 20% элементов расходов обеспечивают 80% дохода (20/80).
Объемно-стоимостной анализ – является частным случаем порете анализа, в нём в качестве критерия – деление номенклатуры исследуемых объектов (материальные потоки, клиенты, поставщики) используется стоимостной показатель (доходы, расходы, прибыль, издержки). В соответствии с этим анализом выделяются 2 группы с высокой и низкой рублевой активностью.
ABC анализ – является развитием объема стоимостного анализа и позволяет делить номенклатуру на 3 группы – высокой, средний, низкой рублевой активностью. В настоящее время наиболее распространённый АИС анализ.
Алгоритм метода:
1. цель анализа;
2. определяется критерий деления на группы;
3. определяется база данных, которая нужна для того, чтобы привести анализ;
4. Определяется рублевая активность по каждой номенклатурной позиции;
5. Определяется доля номенклатуры активности по каждому виду номенклатуры;
6. Номенклатура сортируется в порядке убывания ДРА;
7. Определяется суммарная ДРА накопительным итогом;
8. Деление номенклатуры на группы.
9. При делении на группы возможно использование 3 методов – среднестатистический – в группу А относится номенклатура – с высокой рублевой активностью, с начала списка с суммарным ДРА = 80% . группа С – с низкой рублевой активностью – номенклатура с конца списка – с суммарным ДРА до 5%. Всё остальное относится к группе Д со средней рублевой активностью.
2 метод на основе средней долей рублевой активности.
1. =
2. В группу А относят номенклатуру ДРА в 6 раз больше средней.
Номенклатура в порядке убывания ДРА |
Е |
В |
А |
С |
XYZ анализ – применяется для деления на группы нноменклатуры, объектов управления, а зависимости от регулярности спроса. В качестве критериев могут использоваться коэффициент вариации и относительная ошибка прогнозирования (планирования). В ходе анализа выделяются 3 группы – Х с регулярным спросом (ошибка планирования – с предсказуемым спросом). X Оо≤0,1; Y ÷0,25 - С. Z – Н.
Коэф показывает отклонение от величины
Оо= 0,5 предсказуемый способ.
Оо= 0, 05 – предсказуемый способ.
совместный ABCXYZ анализ – позволяет делить номенклатуру (материальные потоки, запасы, поставщики) в зависимости от рублевой активности и регулярности спроса на 9 групп (при использовании одного критерия регулярности) и 27 групп - использовании 2 критериев регулярности. Данный метод используется для подбора (дифференцирования подходов) к управлению запасами, управления закупками, прогнозирования (планирования) потребности.
Алгоритм метода
1) Проводится АВС анализ
2) Проводится XYZ анализ
3)
РА |
АХ | АУ | AZ |
ВХ | ВУ | BZ |
CX | CY | CZ |
CX –денег даёт немного и регулярно
AZ - денег может дать много, но большие риски (нужно придумать процедуру, которые могла бы исключать эти риски – необходима быстрая система реагирования)
AZ, BZ – подобрать более надежный метод прогнозирования, чтобы снизить риски.
CZ – дорого обойдется новый метод прогнозирования.
Темы на семинар
1) Информационная логистика. Понятия. функции
2) Информационные потоки. Понятия. Виды. Классификация.
3) Штриховое кодирование. Технология применения в логистике.
ФСА анализ (функционально-стоимостной анализ) –