Вопрос 5. Учет расчетов с поставщиками и покупателями.
Расчеты организаций всех форм собственности по своим обязательствам с другими организациями за полученные товарно-материальные ценности, услуги, работы, производят безналичным расчетом через учреждение банков. Порядок и форма расчетов определяются в договорах или контрактах между поставщиками, покупателями и другими организациями. В зависимости от предусмотренной в договоре или контракте формы, безналичные расчеты осуществляются платежными требованиями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами и т.п.
Одной из форм расчетов является акцептная форма расчетов. Основным документом при акцептной форме расчетов является платежное требование поставщика. В след за отгрузкой товаров поставщик передает платежные требования на инкассо для оплаты. Банк принятые от поставщика документы направляет в банк, обслуживающий покупателя, который выдает документы, предназначенные покупателю для их акцепта и платежа. Покупатель после проверки документов акцептует их (дает согласие на оплату). После акцепта платежных документов покупателем, обслуживающий его банк списывает с лицевого счета покупателя указанную в платежном требовании сумму и сообщает банку, обслуживающему поставщика о зачислении на его счет соответствующего платежа.
Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Платежными поручениями оформляются расчеты за полученные товарно-материальные ценности, расчеты по платежам в бюджет, ФСЗН, авансовые платежи и т.д.
Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60. По кредиту отражается задолженность поставщику за полученные материальные ценности, а по дебету – оплата долга перед поставщиком.
Для учета расчетных операций с покупателями, используется счет 62. По дебету этого счета отражается дебиторская задолженность покупателей, а по кредиту – оплата долга покупателем.
Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и покупателями следующая:
1) Поступили и оприходованы товары от поставщиков по отпускным ценам. Дебет – 41, кредит – 60.
2) Отражается НДС на поступившие товары. Дебет – 18, кредит – 60.
3) Поступило оборудование к установке по отпускным ценам без НДС. Дебет – 07, кредит – 60.
4) Отражается НДС по поступившему оборудованию. Дебет – 18, кредит – 60.
5) Оплачены счета поставщиков. Дебет – 60, кредит – 51.
6) Отражается дебиторская задолженность покупателя за отгруженные товары по отпускным ценам с НДС. Дебет – 62, кредит – 90/1
7) Оплачены покупателем приобретенные материальные ценности. Дебет – 51, кредит – 62.