Вопрос 4. Документальное оформление и учет движения денежных средств на расчетном счете.

Все операции по расчетному счету производятся по типовым первичным документам. Зачисление средств на расчетный счет производится на основании препроводительных ведомостей на сдачу выручки через инкассаторов банка, объявлений о взносе наличных денег, почтовых переводов, платежных поручений, расчетных чеков и других документов, предусмотренных правилами Национального банка РБ и действующего законодательства. Списание и выдача денежных средств с расчетного счета производятся по платежным поручениям, денежным чекам, платежным требованиям и документам, имеющим силу принудительного взыскания. Банк не принимает к оплате те документы, операции по которым не предусмотрены характером деятельности торговой организации или нарушают действующие правила расчета. Подчистки и исправления в банковских документах не допускаются. Документы на перечисление и выдачу средств с расчетного счета должны иметь первую и вторую подпись владельца счета с проставлением на документах круглой печати, которые банк до перечисления или выдачи денег сверяет с имеющимися у него образцами. Для получения наличных денег в банке, каждый владелец расчетного счета получает чековую книжку. Порядок ее заполнения и пользования ею установлен банком и изложен на обратной стороне обложки чековой книжки. Для осуществления контроля за фактами совершенных операций по расчетному счету, банк выдает торговой организации в согласованные с ней сроки выписки с расчетного счета и в обязательном порядке на каждое первое число месяца. Все записи банка в выписке должны подтверждаться первичными документами. Работники бухгалтерии после подбора к выпискам банка оправдательных документов проверяют законность и правильность совершенных банком операций по движению средств на расчетном счете. На первичных документах и выписке производятся отметки хозопераций по корреспондирующим счетам, которые используются для последующих записей в регистр бухгалтерского учета. При этом бухгалтерские записи должны составляться в суммах, в которых они приведены в выписках банка.

Поскольку учреждения банка являются кредитными организациями, то расчетные счета у них пассивные, которые показывают кредиторскую задолженность банка организации. В этой связи в выписках банка, получаемых организацией, остатки денег на расчетном счете, их поступления на счет, приводятся по кредиту счета, а выбытие по дебету.

Синтетический учет.

Движение денежных средств в организации отражается на счете 51 «расчетные счета». По дебету счета отражается поступление денежных средств, а по кредиту их выбытие. Сальдо характеризует наличие свободных денежных средств на счете и может быть только дебетовым.

Корреспонденция счетов:

1) Зачислены наличные деньги, сданные из кассы. Дебет – 50, кредит – 51.

2) Зачислена выручка, сданная инкассаторами в кассы банков. Дебет – 51, кредит – 57.

3) Поступили платежи от покупателей за отгруженные им товарно-материальные ценности. Дебет – 51, кредит – 62.

4) Получены кредиты банков.

Краткосрочные: дебет – 51, кредит – 66/1.

Долгосрочные: дебет – 51, кредит 67.

5) Возмещен материальный ущерб. Дебет – 51, кредит – 73/2.

6) Поступили денежные средства от учредителей в счет вкладов в уставный фонд. Дебет – 51, кредит – 75/1.

7) Поступили платежи за реализованные основные средства. Дебет – 51, кредит – 91/1.

8) Оплачены счета поставщиков. Дебет – 60, кредит – 51.

9) Перечислены суммы платежей в бюджет. Дебет – 68, кредит – 51.

10) Перечислены средства по соцстрахованию и обеспечению. Дебет – 69, кредит – 51.

11) Перечислена зарплата на лицевые счета в банке. Дебет – 70, кредит – 51.

И так далее.