Вопрос 5. Учетная политика организации и принципы ее формирования.

Руководитель организации обязан организовать бухучет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухучета, оформления и представления для учета документов и сведений. Ведение бухучета в организации осуществляется согласно учетной политики организации, сформированной в соответствии с законодательством РБ и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухучету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику. Учетная политика организации включает в себя описание принятых методов и способов ведения бухучета. Планы счетов бухучета, применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные документы при отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащейся в них информации, применяемые организацией регистры бухучета, регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухучета (график документооборота).

Учетная политика – это выбранная организацией совокупность способов ведения бухучета и установленный порядок их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Учетная политика оформляется приказом, утверждается руководителем и обязательна исполнению всеми подразделениями организации в течение отчетного периода. В приказе по учетной политике должны найти отражение методический, организационный и технический аспекты бухучета организации. Методический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Организация сама определяет способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, варианты учета выручки от реализации, условия признания в учете доходов и расходов и т.д. Организационный аспект описывает построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления организацией и т.д. Организация определяет права, обязанности и ответственность должностных лиц за надлежащую организацию и ведение бухучета, определяет организационную форму подчиненности и структуру бухгалтерии и т.д. Технический аспект определяет процедуры, реализация которых позволяет обеспечить методический и организационный аспекты на уровне современных требований, а именно, организация разрабатывает рабочий план счетов бухучета, форму бухучета, формы первичных документов, график документооборота и т.д.

При формировании учетной политики организации необходимо исходить из обособленности учета активов и обязательств организации, от активов и обязательств других юридических лиц и физических лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хоздеятельности. Учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случае реорганизации организации, изменения в законодательстве РБ, изменения условий деятельности.