Вопрос 3. Основные формы бухучета.

Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание различных учетных регистров, их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей. Признаками, отличающими одну форму бухучета от другой, являются внешний вид, назначение и содержание учетных регистров, взаимосвязь и сочетание хронологических и систематических записей в регистрах синтетического и аналитического учета, последовательность учетных записей, степень использования ЭВМ и т.д. В процессе исторического развития применялось множество различных форм. В настоящее время в РБ применяются следующие формы бухучета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная.

В мемориально-ордерной форме учета сочетаются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а аналитический в карточках. Сущность мемориально-ордерной формы учета состоит в том, что на основе документов, сгруппированных в накопительных ведомостях, составляются мемориальные ордера, в которых делаются бухгалтерские записи (проводки). Мемориальные ордера выписываются либо на каждую хозоперацию (т.е. на отдельный документ), либо на группу однородных операций, объединяемых одной накопительной или группировочной ведомостью. Группировочные ведомости составляются на несколько однородных документов за короткий период (1 или несколько дней). Накопительные же ведомости ведутся на все однородные операции за месяц, по мере поступления первичных документов. Оформленные и подписанные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал по мере их оформления, присваивая им текущие порядковые номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет производить контроль за сохранностью мемориальных ордеров, документов и приложений к ним, а также за соответствием общей суммы записей, месячным оборотом по синтетическим счетам. После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера записываются в главную книгу. Это систематический регистр синтетического учета. В главной книге обороты по каждому синтетическому счету, как по дебету, так и по кредиту записываются отдельно в колонках корреспондирующих счетов. Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведется в карточках. Основное преимущество этой формы учета – ее простота и гибкость. Основной недостаток – многократность записей, что приводит к возникновению ошибок.

Сущность журнально-ордерной формы учета заключается в том, что однородные хозоперации, отраженные в первичных документах, до записи их в регистры синтетического учета, подвергаются группировке путем регистрации их в накопительных и группировочных ведомостях. Итоговые данные из накопительных и группировочных ведомостей, а также суммы из разовых первичных документов, отражающих единичные хозоперации, переносятся непосредственно в соответствующие журналы-ордера. Особенностью записей в журналы-ордера является то, что они ведутся по кредитовому признаку. Это означает, что запись в журнал-ордер делается по кредиту счета с указанием корреспондирующих счетов по дебету. Дебетовые же обороты по данному счету показываются в тех журналах-ордерах, где записаны данные корреспондирующие с дебетом этого счета. Такой принцип записи называется шахматным. Для более тщательного контроля за расходованием средств, состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами в дополнение к журналам-ордерам открывается ведомость. Это счета 50, 51, 60, 76, 71 и т.д. В ней указывается оборот по дебету счета с указанием корреспондирующих счетов по кредиту счета. При журнально-ордерной форме учета возможно совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета. Итоги сумм из журналов-ордеров в конце месяца переносятся в главную книгу. Кредитовые обороты по счетам переносятся непосредственно из соответствующего журнала ордера одной суммой, т.к. все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, а дебетовые собираются из разных журналов-ордеров по тем счетам, с которыми данный счет корреспондирует.

Упрощенная форма учета применяется в организациях, которые имеют незначительный объем деятельности и могут сократить перечни счетов, применяемых в организации. Упрощенная форма применяется в двух вариантах:

1) Вариант основан на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозопераций.

Бухучет организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающий 15 человек и индивидуальными предпринимателями, может вестись по простой форме бухучета. При простой форме ведения бухучета, организации могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге учета хозопераций. Книга является регистром синтетического учета, на основании которого можно определить наличие средств и их источников в организации на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Организации отражают хозоперации в этой книге на протяжении отчетного года. Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера (или одного руководителя) и оттиском печати организации. Допускается ведение книги хозопераций в электронном виде.

2) Вариант основан на использовании нескольких регистров ведомостей.

Организации со средней численностью работников в месяц от 15 до 100 человек ведут бухгалтерский учет с использованием регистров учета (ведомостей). Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Для учета финансово-хозяйственных операций организации могут применять следующие регистры бухучета: ведомость учета основных средств, нематериальных активов, начисленных амортизационных отчислений; ведомость учета денежных средств; ведомость учета реализации; ведомость учета расчетов с поставщиками; ведомость учета оплаты труда и др.