Вопрос 4. Инвентаризация, ее виды и роль в бухучете.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету, является требование реальности и точности его показателей. Данные бухучета должны давать точную информацию о состоянии и движении активов и источников их образования, однако, на практике учетные показатели не всегда соответствуют фактическому наличию активов и их источников. Основными причинами таких расхождений могут быть:

1) Естественные потери (естественная убыль) возникшие под влиянием внешней среды. В результате изменяется вес или количество средств.

2) Ошибки, допускаемые при приеме и отпуске средств (излишки, недостачи, потери и т.д.).

3) Ошибки в учете (арифметические ошибки в подсчетах, неправильные записи).

4) Злоупотребление материально ответственных лиц.

Необходима периодическая сверка фактического наличия имущества с учетными данными. Фактические остатки имущества определяются с помощью инвентаризации. Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств и источников их образования, выявления отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Задачи инвентаризации:

o Установление фактического наличия средств организации

o Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей

o Выявление наличия неполноценного и ненужного имущества с целью его реализации

o Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

1) При смене собственника, реорганизации или ликвидации организации

2) Перед составлением годовой отчетности

3) При смене руководителя или другого материально-ответственного лица

4) При установлении фактов хищений, порчи, утраты имущества

5) По решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов

Для проведения инвентаризации, распоряжением руководителя организации назначается комиссия, в состав которой в обязательном порядке входят работники бухгалтерии. В приказе оговариваются объекты и сроки проверки. Различают инвентаризации полные, частичные, плановые, внеплановые, контрольные и др.

Полная инвентаризация охватывает все имущество как принадлежащее организации, так и принятое на ответственное хранение, в переработку и прочее.

Частичная инвентаризация охватывает отдельные виды средств организации, а именно основные средства, денежные средства, товары и т.д.

Плановаяинвентаризация, проводимая в соответствии с планом работы бухгалтерии.

Внеплановая инвентаризация проводится внезапно по инициативе администрации организации или в случае злоупотребления.

Контрольная проверка проводится в период инвентаризации или сразу после ее окончания.

В случае выявления расхождений, руководитель организации требует письменного объяснения от лиц, проводивших инвентаризацию и от материально ответственного лица. По периодичности проведения различают ежемесячные (ежеквартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации. Не реже чем ежеквартально проводится инвентаризация наличных денег и других ценностей в кассе. При инвентаризации заполняются инвентаризационные описи. Ошибки и неправильные записи в инвентаризационных описях исправляются корректурным способом. Исправления удостоверяются подписями всех участников инвентаризации. Правильно оформленные инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для выведения окончательных результатов.