Вопрос 9. Метод бухучета и его элементы.

В процессе познания сущности исследуемых объектов, наряду с общепринятыми методами экономической науки, бухучет использует свои специфические приемы, обусловленные его сущностью. Метод бухучета позволяет изучить явление в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии, дает возможность не только наблюдать все факты хозяйственной жизни, происходящие в организации, но и обобщать эти сведения, что очень важно для управления организацией.

Метод бухучета это совокупность приемов и способов, носящих упорядоченный характер в результате применения которых достигается взаимосвязанное отражение хоздеятельности организации. Метод бухучета включает следующие приемы, которые принято называть элементами метода бухучета:

а) документация и инвентаризация

б) оценка и калькуляция

в) счета и двойная запись

г) баланс и отчетность

По стадиям учетного процесса элементы метода бухучета сгруппированы следующим образом:

Наблюдение – это документация и инвентаризация.

Измерение – это оценка и калькуляция.

Регистрация – счета и двойная запись.

Обобщение – баланс и отчетность.

Документ – это письменное свидетельство о совершённой хозоперации, придающее юридическую силу данным бухучета. Документация обеспечивает бухучету сплошное и непрерывное отражение хоздеятельности организации. Составление бухгалтерских документов при совершении хозоперации называют первичным учетом. Для системы бухучета это только начало учета, его первый прием. Отсюда и название «Первичная бухгалтерская документация». Инвентаризация – это элемент метода бухучета, когда через проверку материальных ценностей и денежных средств устанавливают их фактическое наличие. Она или подтверждает данные бухучета или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, недостачи и т.д.

Оценка предполагает использование цены как денежного выражения стоимости натуральной единицы какого-либо объекта. Калькуляция – это способ определения себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и услуг.

Счета бухучета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозопераций. На основании бухгалтерских документов хозоперации на счетах записываются с помощью двойной записи. Двойная запись используется для регистрации ежедневных изменений в составе средств и источников их образования.

Для получения обобщенных данных составляется баланс и отчетность. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, комплексно характеризующих имущественное положение и финансовые результаты хоздеятельности организации за отчетный период.