Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.

Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.

Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.

Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.

Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интер­вал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.

При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:

Nтек = Ic : Oc / 2,

где Oc – средняя потребность в материалах;

Ic – интервал между поставками.

Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.

Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:

- технологический (непосредственный процесс обработки);

- транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);

- оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);

- страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).

Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:

К = Зп + 0,5Зо : С,

где К - коэффициент нарастания затрат;

Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса про­изводства (затраты первого дня производственного цикла);

Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);

С - производственная себестоимость продукции.

Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула [15]:

К= ( C1 х Д-1)+(C2 х Д-2)+(З3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,

где C1, C2, C3…Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;

Д – длительность производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции.

По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

К= (Зп х Ц)+(З1 х В1)+(З2 х В2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,

где Зп - первоначальные затраты;

З12 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В12 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;

Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

Ц - длительность производственного цикла;

С - производственная себестоимость продукции.

Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.

Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.

В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.

Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не толь­ко финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном пред­приятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предме­том управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.

В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддер­живать возможно больший запас материальных ресурсов.

В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централи­зованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.

К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.

Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.

Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, на­зываемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.

В основе этой модели лежит идея минимиза­ции совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, свя­занных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).

Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:

где EOQ — оптимальная величина закупаемой партии;

Q — годовой объем закупае­мого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);

F — издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Н— издержки по хране­нию в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.

Операционные затраты

Затраты по хранению

Минимум опера­ционных затрат

Затраты по заказу

Затраты

EOQ

Размер партии поставки

 

 

Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки

В управлении производственными запасами используются и другие политики:

- политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);

- политика постоянных интервалов;

- политика фиксированного ритма поставки.

Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку

Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.

Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.