Техника исследования: программа и инструмент; перевод эмпирических данных в операциональные. Математические и статистические методы обработки информации.

 

МетодологияСоциология возникла как Ответ на Вызов «эпохи революций», как специализированная наука, изучающая устройство и законы социального мира и соответствующая сложившейся модели наук Нового времени. Интеллектуальная революция Просвещения узаконила новый тип светского дискурса об обществе и окончательно закрепила и институциализировала идею социального изменения как «естественного» состояния обществ. Расчищено место для науки от гегемонии церкви и культурно-политической гегемонии «благородного сословия», социология обрела массовую интеллектуальную аудиторию читателей, студентов, практиков индустрии, заинтересованных в получении «позитивных» экспертных знаний об устройстве и функционировании общества.

Автор «Капитала», подметил в развитии общей науки, как таковой, что «верхние этажи» научного знания выстраиваются подчас гораздо раньше, чем нижние. Острота и конфликтности проблемы генезиса теоретической социологии связана с тем, что она достигла научно развитой и достаточно зрелой формы гораздо раньше, чем её достиг «эмпирический» фундамент. Это связано с процессами институциализации социологического знания и включения его в систему «научного производства», образовательного процесса и его восприятия организациями, предприятиями, территориально-поселенческими общностями.

Социология может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая современные социальные условия, и исторические последовательности); она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие условия с идеалами; обсуждать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Но главный род деятельности, который дает социологии интеллектуальное оправдание, − это формулировка обобщенных объяснительных принципов, организованных в модели глубинных процессов, порождающих мир[43, с. 13-17].

Современная социология представляет собой трехуровневый комплекс знаний (теорий, концепций, методов), в основе которого – единство и взаимообогащение эмпирического и теоретического, обеспечивающего целостность социологической науки.

Методология – единство принципов науки, а также совокупность её исследовательских приемов. Методология означает единство теории и метода. Методология направляет ученого на исследование специальной области социальных реалий, отбор фактов, характеризующих каузальные зависимости именно в этих сферах, ориентирует на использование специфического инструмента сбора и систематизации данных.

Методы науки – это совокупность основных познавательных приемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания [69, с. 18, 21].

Сторонников структурно-функционального анализа характеризует признание объективности социальных реалий, вера в точность, строгость инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального мира носят жесткий характер, некоторые из структурных функционалистов полагают, что они в принципе аналогичны законам природы и могут быть открыты путем анализа структур общества и фактов жизнедеятельности людей.

Социологи интерпретативных парадигм работают в рамках так называемой неклассической методологии. Они полагают, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир, что обстоятельства всегда субъективны, что исследователь не абсолютно беспристрастен, а потому не может быть единого универсального объяснения социальных реалий. Используемый ими исследовательский инструментарий нацелен на то, чтобы разрушить барьеры, препятствующие более углубленному изучению социальных реалий, пытаясь при этом «заглянуть за», «смотреть сквозь», понять скрытую от глаз «закулисную сторону» событий.

Для интегральных (объединительных), а также постмодернистских парадигм характерна принципиально новая методология, получившая название постнеклассической. Она ориентирована на изучение самоорганизующихся систем, имеющих две особенности: 1) система должна быть открытой для взаимодействия с окружающей средой – другими обществами; 2) число компонентов, в результате взаимодействия которых возникает упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум (хаотичность ограниченного числа сделок на отдельной бирже очевидна, но она трансформируется в упорядоченное взаимодействие людей, когда речь идет национальной сети бирж).

Постнеклассическая методология наиболее пригодна для исследования современных обществ, которые значительно более, чем прежде открыты для контактов с другими культурами вплоть до организации транснационального производства, участия в в формировании единого мирового рынка, интеграции определенных ценностей и норм. В ней аккумулированы достижения синергетики, теории относительности, исследовавшие самодвижение материи, в основе которого лежали вероятностные процессы необходимости и случайности. В случае с социальными системами применение постнеклассической методологии позволяет исследовать качественные изменения в обществе на основе учета взаимоотношений как между внешними и внутренними факторами воздействия, так и соотношении целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей, что учитывает потенциал непредсказуемости в процессе общественного развития.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая методология не противостоят, а дополняют друг друга, будучи применимыми к разным срезам социальной реальности [69, с. 23-24].