Особенности макдональдизации в России
Три латентных фактора: 1) уровень развития институциональных структур и их функций в парсонсовско-мертоновском понимании; 2) особенностью системы ценностей и норм, включая предшествующие парадигмы рациональности; 3) своеобразием ментальности населения: его коллективного сознательного и бессознательного, а также характером ментальности и микросоциальных практик людей.
Типичный бренд макдональдизации – «эффективность, быстрота, контроль» − трудно сочетаются с зарактерными для российского менталитета − склонностью к подвижничеству, героизму, самовыражению. Фактически макдональдизация в России обрела двойную фактичность: экономическо-хозяйственные связи, социально-политические реалии, влияющие на сознание и поведение людей. Базовые архетипические черты реальности сохраняются, однако на них оказывается массированное давление со стороны макдональдизированных институтов. Чтобы понять результирующую составляющую социокультурной динамики процесса макдональдизации, важно учесть способность макдональдизации взаимодействия микросоциальных практик с общественным сознанием.
История России знала субстанциальную рациональность, на которую накладывалась и практика самодержавия и практика «демократического централизма» партийно-государственных структур. Отсутствие формальной рациональности, как традиции, объективно препятствует процессу макдональдизации. И все же макдональдизия входит в практику университетов, школ и других учебных заведений. Макдональдизация здравоохранения: конвейер глазных операций, сфера семьи, отдыха.
Снижение рисков ведет и к снижению активной причастноcти личности к событиям. Сворачивается человеческая солидарность, а значит, с неизбежностью выхолащивается Доброта и Любовь, те качества, без которых, по мнению П.Сорокина и Э. Фромма, останавливается человеческий прогресс, выхолащивается гуманизм. Ограничение или умаление созидательного начала, что несет в себе макдональдизация, приводит к жажде разрушительности, зависти, деструктивности. Макдональдизации не нужен разум, достаточно рассудка, отсюда вера в лекарство, способного исцелить от всех болезней: вера во всесилие политического лидера, способного враз избавить от всех невзгод. Предпосылки макдональдизации складывались в фордизме.
Фордизм1. Фордизм как принцип рациональности в идее конвейера предполагает массовое производство выпуск однородных товаров. Состав населения приблизительно однороден. 2. Фордизм основан на жестких технологиях. 3. Фордизм включает рутинизацию производственных операций. Рационализация труда и производства разработана американским инженером Ф.У. Тейлором. Он, в частности, сформулировал ряд принципов, которые назвал «законами управления»: изучение каждой части трудового процесса и разработка наиболее эффективных методов её выполнения; подбор кадров на основе тщательно разработанных процедур и их обучение путем использования научно обоснованных методик; контроль за рабочими и служащими, имеющий целью проверить практическую эффективность методов работы; сбалансированное распределение обязанностей между администрацией и работниками. 4. Далее, фордизм предлагает выполнение однородных простейших операций, которое требует сравнительно небольшого обучения и характеризуется низкой квалификацией. 5. Фордизм предполагает рост рынка для массово произведенных товаров.
Особенности постфордизмаВыпуск специализированных, модных товаров, рассчитанных на социально разнородное население. Гигантские фабрики стали вытесняться небольшими предприятиями, специализирующимися на выпуске разносортных товаров. Использование новых гибких технологий. Производство можно перепрограммировать с помощью компьютера. И выпускать товары с новыми параметрами. Появляется работник нового типа. Он адаптирован к новому ритму жизни к постоянному приобретению нового знания. Постфордизм предполагает качественно более высокую социальную дифференциацию. Постфордистские рабочие и служащие отличаются более высокой культурой, разнообразием жизненных стилей.
ИграизацияИгра – агон – состязательность, как тип отношений в обществе исследованы Й. Хейзингой. Игра носит непринужденный, ролевой характер. Её функция – научение. Термин «играизация» предложен С.А. Кравченко.
Играизация – гибридный тип рациональности. Играизация упорядочивает неопределенности, – «умеренной надежды», «смутных представлений». Играизацию можно соизмерить в соответствии с четырьмя критериями, предложенными М. Вебером для формальной рациональности – эффективность, калькуляция, предсказуемость и контроль.
Под эффективностью играизации понимается оптимальный, возможно быстрый способ достижения прагматической цели, осуществляемый с использованием нестандартных эвристических приемов, влекущих нарушения общепринятых правил. Например, за деньги можно купить определенный статус – от водительских прав, до графского титула.
Калькулируемость предполагает учет количественных и качественных затрат на реализацию конкретных прагматических стратегий. Успехи и риски играизации в зависимости от игры по правилам, или сокращении временных затрат. Успехи – привилегированным слоям, риски – сосредоточиваются в среде малоимущих. Параметры рисков играизации можно калькулировать.
Предсказуемость означает принятие во внимание отсутствующей принудительной каузальности, строгих правил деятельности, неопределенности и рисков, альтернативности и случайности. Но по совокупности случайных социальных практик вполне можно выявить их статистические причинности и общие результирующие составляющие социальной жизни.
Контроль здесь не прямой, а рефлексивный. Основной акцент делается на отслеживании перемещения реальных и виртуальных капиталов. Можно проконтролировать характер деятельности акторов с учетом игровых кодов и дискурсов, к которым они привержены. Играизация способствует в относительно мягких формах утверждению таких защитных механизмов как вытеснение, отрицание и сублимация. Неприятные реальные события могут заменяться симулякрами и шансами на успех, счастливый случай.
Играизация – специфический, гибридный тип рациональности. Так, играизация из практической рациональности берет прагматическое отображение повседневной реальности в виде «убегающего мира» и акторов, стремящихся к практическим целям, отрицая при этом нормативность средств их достижения. Из субстанциональной рациональности она заимствует некий набор ценностей – этику успеха и случая, становясь своего рода религией. Играизация – религия успеха. Развлечение – поклонение успеху.
Систематический контроль за своими позывами, по Мангейму, – саморациональность. Играизация выступает как гибрид рациональности и иррациональности. Играизация – гибрид: смысл и страсть, аффективность и энтузиазм, расчет и вера.
Конструирование играизированной реальности Играизация обеспечивает функционирование институтов, коммуникативных процессов, посредством которых социально активные акторы выполняют роли значимых других, а пассивные – играизированного «хора».
Две переменные, влияющие на поддержание субъективной реальности: плотность производимой акторами реальности и интенсивность общения. Программы новых повседневных игровых практик, в которые включаются все более широкие слои населения, образующие играизированный хор, которым дирижируют, манипулируют значимые другие.
Влияние значимых других нельзя оценивать по прежним меркам, характерным для традиционного общества. В условиях постмодерна речь идет о реальности неравновесного типа. А это предполагает увеличение её динамической сложности, и как следствие, частую переоценку значимых других. Последние либо переходят в иные жизненные сферы, где сохраняют свою значимость, либо пополняют «хор». Рейтинги популярности руководителей в модернистском обществе утрачивают былую стабильность. Места значимых дугих тут же занимают новые акторы, проявившие большую рефлексивность и успешность в отношении рисков и неопределенностей. При этом общественное сознание не реагирует болезненно на перемещения значимых других: нет былой ненависти, бичевания ушедших лидеров, не столь радикальны, как прежде, звучат требования нового, «настоящего» вождя или героя.
Примечательно, что общий инграизированный дискурс способствует формированию пересекающихся социальных кругов (Г. Зиммель, П. Блау), что ведет к толерантности между акторами, имеющими различные жизненные миры. В Палестине и Израиле – различные субъективные миры, различны значимые другие – боги, авторитеты, морали, коллективные представления. Нетерпимость имеет тенденцию к возрастанию, если сокращается число пересекающихся социальных кругов.
По Бергеру и Лукману, чтобы изменить субъективный мир, необходимо принять мир иных значимых другой стороны, изменить тем самым общественное сознание «хора».