Правовое регулирование положения осужденных к лишению свободы
В настоящее время целями правовой регламентации перемещения осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания либо из одного места отбывания наказания в другое является юридическое обеспечение:
режима, исключающего совершение осужденными побегов во время перемещения;
необходимых условий для безопасности и сохранения здоровья перемещаемых лиц[10].
Перемещение организуется на воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Перемещение осужденных осуществляется под конвоем и с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступлений в соучастии.
Раздельно и отдельно от здоровых осужденных (если это необходимо по заключению врача - в сопровождении медицинских работников) перемещаются осужденные:
больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания;
страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
ВИЧ-инфицированные.
Перемещение осуществляется за счет государства. При этом осужденные обеспечиваются одеждой по сезону, питанием по установленным нормам на весь период следования, им создаются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Порядок перемещения осужденных регламентируется нормативными актами ФСИН России, принимаемыми исходя из норм УИК.
Конвоирование осуществляется специально выделяемым обычным или усиленным караулом, численность которого зависит от сложности предстоящего конвоя.
Перед сдачей караулу осужденные опрашиваются об имеющихся у них жалобах и заявлениях. Заявившие о болезни осматриваются врачом.
К конвоированию не принимаются осужденные:
без документов либо в случае, когда документы оформлены неправильно;
больные, отправка которых по заключению врача невозможна;
одетые не по сезону и не обеспеченные продовольствием на путь следования.
При приеме осужденных к конвоированию караулом производится обыск конвоируемых и досмотр их вещей.
При конвоировании осужденным разрешается иметь при себе продукты питания, предметы и вещи, разрешенные к хранению и использованию в местах лишения свободы. Больным разрешено иметь при себе также медикаменты, выданные медицинской частью на путь следования, а женщинам с детьми предметы ухода за ними.
Конвоируемым осужденным запрещается нарушать установленный порядок движения, выбрасывать записки или какие-либо вещи.
Начальник караула имеет право в установленном порядке применять в отношении конвоируемых физическую силу, специальные средства и оружие.
Помимо предусмотренных случаев, в обязательном порядке к осужденным применяются наручники:
при конвоировании в самолете (вертолете);
при конвоировании в купе пассажирского поезда, каюте теплохода, в автомобильном транспорте;
при конвоировании задержанного осужденного, совершившего побег из следственного изолятора (тюрьмы);
во всех случаях конвоирования осужденных к пожизненному лишению свободы и смертной казни.
Осужденным, подлежащим конвоированию, питание на путь следования выдается сухим пайком. На каждого осужденного или группу осужденных, конвоируемых в одном направлении, выписывается аттестат по установленной форме, один экземпляр которого передается начальнику караула.
При значительном удалении места лишения свободы от железнодорожной станции, аэропорта (аэродрома), пристани по договоренности с их администрацией в необходимых случаях арендуются помещения, в которых организуются обогревательные пункты для временного пребывания конвоируемых осужденных в ожидании поезда, самолета, парохода.
УИК РФ регламентирует также вопросы перемещения осужденных к лишению свободы без конвоя. Необходимость предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения обусловлена производственной, хозяйственной необходимостью. В исправительных учреждениях осужденные выполняют мелкие строительные работы, работы на транспортных средствах производственного назначения, обслуживают энергоустановки, котельные, гаражи и т.п. Перемещение небольших групп людей практически невозможно обеспечить охраной или надзором.
В соответствии с ч.1 ст.96 УИК передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения может быть разрешено положительно характеризующимся осужденным:
отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях;
оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах.
Разрешение на право передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения дает начальник исправительного учреждения. Ранее этот вопрос должен был согласовываться с наблюдательной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних.
Статья 96 УИК (ч.2) не допускает предоставление рассматриваемого права осужденным:
при особо опасном рецидиве преступлений;
лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
осужденным к пожизненному лишению свободы;
находящимся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев;
имеющим неснятые или непогашенные взыскания;
осужденным за совершение особо тяжких преступлений;
находящимся в строгих условиях содержания;
осужденным за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания;
больным открытой формой туберкулеза;
не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании;
ВИЧ-инфицированным;
страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Документом, дающим основания осужденному использовать предоставленное ему право передвижения за пределами исправительного учреждения, является пропуск установленного образца.
В свободное от работы время эти осужденные должны находиться в пределах общежития и соблюдать правила поведения осужденного в исправительном учреждении.
В соответствии с ч.4 ст.96 УИК такие осужденные должны размещаться в отдельных жилых помещениях; им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.
Регулирование поведения осужденных за пределами исправительного учреждения УИК делегировал ведомственному подзаконному акту - Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно этим Правилам (§24) осужденные, находясь вне жилой зоны или общежития, обязаны:
соблюдать маршрут и время передвижения, правила общественного порядка;
своевременно возвращаться после работы в жилую зону или общежитие и сообщать о явке представителю администрации;
по первому требованию работников исправительного учреждения и сотрудников милиции предъявлять пропуск; при возвращении в жилую зону сдавать его часовому, дежурному по контрольно-пропускному пункту, а в общежитии - представителю администрации, осуществляющему надзор.
Осужденным запрещается:
выходить из жилой зоны и общежития в не установленное распорядком время;
в рабочее время оставлять объект работы;
принимать для отправки, передачи письма и выполнять другие поручения осужденных и иных лиц;
передавать пропуск другим лицам.
Правила поведения объявляются осужденному под расписку. Вместе с постановлением о предоставлении права передвижения без конвоя или сопровождения эта расписка приобщается к его личному делу.
Постановление начальника исправительного учреждения о праве передвижения осужденного без конвоя или сопровождения может быть отменено в случае нарушения им Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным.
Отметим еще несколько аспектов конвоирования заключенных в особых условиях. Так, 12 ноября 1998 г. Минюст РФ издал Приказ №7 "Об утверждении Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных"[11] (далее - Приказ №7).
В соответствии с указанной Инструкцией, усиление службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных вводится при:
получении приказа (распоряжения) вышестоящего начальника; получении данных о готовящемся или состоявшемся побеге осужденных, нападении на охраняемый объект, караул, персонал учреждения;
массовых беспорядках в исправительных учреждениях;
групповом неповиновении осужденных;
захвате заложников;
групповых нарушениях общественного порядка в местах дислокации учреждений, их объектов;
возникновении в учреждениях, на объектах и вблизи них пожаров, взрывов, аварий, стихийных бедствий и других резких осложнений обстановки;
введении в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения;
проведении государственных праздников, широкомасштабных политических, общественных и иных массовых мероприятий,
Усиление службы может вводиться во всех учреждениях или в отдельных из них, по решению лица, отдавшего приказ (распоряжение). Система охраны и способы несения службы часовыми (дежурными инспекторами) по усиленному варианту предусматриваются планами охраны (надзора).
Усиление службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных вводится начальником ГУФСИН Российской Федерации - до 15 суток; начальником ФСИН, УЛИУ, учреждения ЖХ-385 - до 7 суток, начальником исправительной колонии на срок не более 3 суток с немедленным уведомлением вышестоящего начальника. Срок усиления службы может быть продлен указанными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий по основаниям, определенным пунктом первым Инструкции, с обязательным докладом старшему начальнику и представлении в течение суток письменного уведомления.
Решение начальника о введении усиления службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных оформляется соответствующим приказом (распоряжением). При необходимости немедленного введения усиления службы в одном или нескольких учреждениях по каналам связи передается сигнал "Восход", с последующим направлением в течение суток письменного приказа или распоряжения и докладом вышестоящему начальнику.
Усиление службы по охране учреждений, их объектов может прекращаться по истечении установленного срока решением должностного лица, которое вводило усиление, либо вышестоящего начальника, письменным приказом (распоряжением). В случае необходимости срочного прекращения усиления службы по существующим каналам связи передается сигнал "Закат" с последующим письменным подтверждением в течение суток.
Контроль за своевременным введением усиления службы (прекращением усиления службы) осуществляется по поручению должностных лиц, принявших решение на усиление службы, соответствующими структурными подразделениями центрального и территориальных органов УИС, которые обязаны следить за передачей приказов, распоряжений к назначенному сроку. О всех случаях несвоевременного доведения задач до исполнителей немедленно докладывать соответственно начальнику ГУФСИН, ФСИН, УЛИУ.
На период усиления службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных могут дополнительно предусматриваться:
мероприятия по повышению готовности сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, проверка готовности резервов и исправности ИТСО;
назначение оперативных групп в ФСИН, УЛИУ для выезда в места осложнения обстановки;
назначение оперативных групп в учреждениях;
увеличение численности караулов, а в воспитательных колониях-младших инспекторов дежурных смен, назначение им начальников из числа наиболее опытных сотрудников, усиление контроля за службой;
активизация работы с сотрудниками учреждения по повышению бдительности;
активизация профилактической работы по предупреждению побегов и других правонарушений;
назначение в подразделениях конвоирования резервных караулов;
усиление дежурства в ФСИН, УЛИУ, учреждениях;
организация патрулирования в пунктах расположения охраняемых объектов;
проверка наличия, состояния учета и хранения оружия, боеприпасов, специальных средств и установление усиленного контроля за их выдачей (сдачей);
проверка состояния противопожарных средств;
в отдельных случаях, в зависимости от конкретной обстановки, перевод части сотрудников на казарменное положение.
Начальник ГУФСИН, ФСИН, УЛИУ, исправительного учреждения после усиления службы:
отдает предварительные распоряжения своим заместителям и оперативному дежурному;
докладывает об оперативной обстановке и принятых мерах вышестоящему начальнику;
информирует руководителей органов исполнительной власти, взаимодействующих органов, прокуратуру об обстановке и принимаемых мерах;
принимает решение, ставит задачи, организует взаимодействие и контроль выполнения поставленных задач;
оценивает ход выполнения задач и изменение обстановки, дает необходимые указания и принимает меры по восстановлению нарушенного взаимодействия и управления.
Оперативный дежурный ГУФСИН, ФСИН, УЛИУ, учреждения с получением приказа (распоряжения, сигнала) о введении усиления:
докладывает начальнику о полученном приказе (распоряжении, сигнале) и передает его по линии дежурных служб;
оповещает о сборе личный состав, привлекаемый для усиления службы при осложнении обстановки;
контролирует прибытие сотрудников, подготовку сил и средств к выдвижению в район предстоящих действий;
осуществляет сбор поступающей информации по оперативной обстановке на объекте, передачу ее руководству.
Решением начальника ФСИН, УЛИУ при необходимости для оказания практической помощи начальникам учреждений в выполнении задач на период усиления службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных, на места командируются сотрудники аппаратов ФСИН, УЛИУ.
Практическая работа сотрудников ФСИН, УЛИУ на местах может включать:
доведение дополнительных задач до руководства учреждения;
уточнение системы охраны объектов;
организацию мероприятий по восстановлению боеспособности караулов подразделений охраны, розыска и конвоирования, дежурных смен;
определение объема, очередности и сроков инженерного оборудования местности, прилегающей к объекту;
поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, командованием воинских частей внутренних войск МВД России.
Таким образом, с точки зрения правового обеспечения охраны прав и свобод личности при осуществлении конвоирования можно сказать, что правовое поле в России вполне достаточно определяет объем охраны прав и интересов личности, защищает человека и создает ему приемлемые условия для существования.
Проблема, однако, заключается в том, что такие правила на практике с трудом претворяются в жизнь по разным причинам. Среди объективных можно указать и на недостаточное финансирование уголовно-исполнительной системы, недостаток кадров, их низкую квалификацию, а среди субъективных - отсутствие правовой культуры среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, злоупотребления по службе, жестокость и черствость отдельных сотрудников системы. И здесь выходом из создавшейся ситуации видится прежде всего повышение общего образовательного и культурного уровня, повышение квалификации, подготовка и переподготовка сотрудников системы исполнения наказаний.