Вопросы

1. В чем заслуга К. Маркса в создании социологической науки?

2. Какие два крупнейших на Западе социолога изучали русский язык?

3. В чем основное различие во взглядах К. Маркса и М. Вебера на возникновение капитализма?

4. К. Маркса и Р. Дарендорфа обычно относят к представителям конфликтной социологии. В чем разница в их взглядах на социальные и общественные конфликты?

5. Изучает ли социология отдельную личность?

6. Как правильно сказать: «потребление культуры» или «культура потребления»?

7. В чем отличие формационного подхода к анализу общества от цивилизационного?

8. Каковы основные особенности эволюционного и революционного изменения общества?

9. Укажите в списке лица с приписанным и достигаемым статусами:

10. а) пермяк, б) принц, в) депутат, г) директор, д) лекарь, е) зять, ж) дама, з) белорус, и) киллер, к) внук, л) нувориш.

11. Охарактеризуйте классовый и статусный подходы к анализу социальной структуры общества. В чем их достоинства и недостатки?

12. Как Вы считаете, какие статусы человека – предписанные или достигаемые – приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник?

13. Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным?

14. Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать?

15. Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики?

16. В чем состоит угроза профессионально-трудовым общностям от складывающегося информационного общества?

17. Правильно ли определение работы, быта и досуга как времени разного труда людей? Обоснуйте ответ.

18. Чем объясняется разное отношение людей к своей деятельности на работе, в быту и на досуге?

19. Что имеется в виду под гендерными особенностями людей?

20. Наблюдается размывание границ половозрастных общностей. Каковы положительные и отрицательные моменты этого явления?

21. Кто относится к дальним родственникам?

22. Чем отличаются друг от друга нуклеарная и расширенная семья? Каковы причины того, что одна из них вытеснила другую?

23. Какие слои городского населения относятся к люмпенам?

24. Что в большей мере, на Ваш взгляд, «выдает» статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки.

25. Приведите примеры несовпадения статусных рангов человека.

26. Покажите связь статусов и культуры людей?

27. В чем главное различие участия в духовной жизни интеллигенции и других социальных групп населения?

28. Покажите значение для людей науки, искусства, религии.

29. Какие этнические признаки являются в настоящее время наиболее значимыми?

30. Являются россияне единой нацией?

31. Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности?

32. Что такое этноцентризм? В чём он проявляется?

33. Лидер в семье – анахронизм или реальность?

34. Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением?

35. Чем различается труд на государственном, акционерном и частном предприятиях?

36. Достаточно ли хорошей зарплаты для удовлетворённости трудом?

37. В какой мере социология является наукой об обществе?

38. Что изучается социология?

39. В чём отличие реальных групп от номинальных?

40. Укажите референтную вам группу.

41. Совместимы ли призвания человека к науке, искусству и религии?

42. В чём различие классовой, статусной и стратификационной дифференциации современного российского общества?

43. В чём различие между деятельностью людей и их взаимоотношениями?

44. Следствием какой дифференциации является средний класс: классовой, статусной, стратификационной?

45. В чём проявляется и чем обусловлен общественный прогресс?

46. Кто является личностью?

47. Что может быть альтернативой культуре?

48. Укажите на какие группы подразделяется современное русское крестьянство?

49. В чём различие между обществом и социумом?

50. Между людьми много различий, какие из них не справедливы, мешают им?

 

Сдано в печать «___»__________ 2009 г. Формат 60х90/16. Объем _____ Заказ _____

Тираж экз.

Компьютерная верстка: Смольников С.Н.


[1] Следует различать предмет науки и предмет социологического исследования. См. тема 3, п. 7.

[2] Близкие мысли о специфике объекта познания социологии можно встретить в трудах таких выдающихся русских ученых как П.А.Сорокин и Н.И.Кареев. Первый считал, что социология «изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия» (Система социологии. Петроград, 1920, Т.1, С.22). Второй отмечал, что социология изучает характер совершающихся в обществе процессов вне зависимостей от времени и места их происхождения, т.е. то в обществе, что исторически сохраняется. (Общие основы социологии. Петроград, 1919, С. 8).

[3] Хотя еще раньше термин «социология» использовал А. Сен-Симон.

[4] О. Конт сначала называл предложенную им науку социальной физикой.

[5] Эти изменения в производительных силах становятся возможными лишь при наличии у людей необходимых для них знаний и технико-технологических средств.

[6] Всё, что касается содержания той или иной производственной деятельности, функций, связанных с её выполнением, то это изучается «технологическими» науками.

[7] Здесь мы обозначили магистральный путь исторического изменения труда, опустив сопутствующие ему зигзаги и проблемы.

[8] Другое дело, что даже для простого воспроизводство надо рожать больше.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1, С. 242.

[10] Напомним, что совершенными и тем самым культурными действия человека становятся только в результате следования его предписывающим образцовое выполнение этих действий стандартам.

[11] В задачи эмпирической социологии входит изучение особенностей культуры, зависящих и от общественных характеристик субъекта деятельности.