Вопросы
1. В чем заслуга К. Маркса в создании социологической науки?
2. Какие два крупнейших на Западе социолога изучали русский язык?
3. В чем основное различие во взглядах К. Маркса и М. Вебера на возникновение капитализма?
4. К. Маркса и Р. Дарендорфа обычно относят к представителям конфликтной социологии. В чем разница в их взглядах на социальные и общественные конфликты?
5. Изучает ли социология отдельную личность?
6. Как правильно сказать: «потребление культуры» или «культура потребления»?
7. В чем отличие формационного подхода к анализу общества от цивилизационного?
8. Каковы основные особенности эволюционного и революционного изменения общества?
9. Укажите в списке лица с приписанным и достигаемым статусами:
10. а) пермяк, б) принц, в) депутат, г) директор, д) лекарь, е) зять, ж) дама, з) белорус, и) киллер, к) внук, л) нувориш.
11. Охарактеризуйте классовый и статусный подходы к анализу социальной структуры общества. В чем их достоинства и недостатки?
12. Как Вы считаете, какие статусы человека – предписанные или достигаемые – приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник?
13. Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным?
14. Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать?
15. Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики?
16. В чем состоит угроза профессионально-трудовым общностям от складывающегося информационного общества?
17. Правильно ли определение работы, быта и досуга как времени разного труда людей? Обоснуйте ответ.
18. Чем объясняется разное отношение людей к своей деятельности на работе, в быту и на досуге?
19. Что имеется в виду под гендерными особенностями людей?
20. Наблюдается размывание границ половозрастных общностей. Каковы положительные и отрицательные моменты этого явления?
21. Кто относится к дальним родственникам?
22. Чем отличаются друг от друга нуклеарная и расширенная семья? Каковы причины того, что одна из них вытеснила другую?
23. Какие слои городского населения относятся к люмпенам?
24. Что в большей мере, на Ваш взгляд, «выдает» статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки.
25. Приведите примеры несовпадения статусных рангов человека.
26. Покажите связь статусов и культуры людей?
27. В чем главное различие участия в духовной жизни интеллигенции и других социальных групп населения?
28. Покажите значение для людей науки, искусства, религии.
29. Какие этнические признаки являются в настоящее время наиболее значимыми?
30. Являются россияне единой нацией?
31. Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности?
32. Что такое этноцентризм? В чём он проявляется?
33. Лидер в семье – анахронизм или реальность?
34. Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением?
35. Чем различается труд на государственном, акционерном и частном предприятиях?
36. Достаточно ли хорошей зарплаты для удовлетворённости трудом?
37. В какой мере социология является наукой об обществе?
38. Что изучается социология?
39. В чём отличие реальных групп от номинальных?
40. Укажите референтную вам группу.
41. Совместимы ли призвания человека к науке, искусству и религии?
42. В чём различие классовой, статусной и стратификационной дифференциации современного российского общества?
43. В чём различие между деятельностью людей и их взаимоотношениями?
44. Следствием какой дифференциации является средний класс: классовой, статусной, стратификационной?
45. В чём проявляется и чем обусловлен общественный прогресс?
46. Кто является личностью?
47. Что может быть альтернативой культуре?
48. Укажите на какие группы подразделяется современное русское крестьянство?
49. В чём различие между обществом и социумом?
50. Между людьми много различий, какие из них не справедливы, мешают им?
Сдано в печать «___»__________ 2009 г. Формат 60х90/16. Объем _____ Заказ _____
Тираж экз.
Компьютерная верстка: Смольников С.Н.
[1] Следует различать предмет науки и предмет социологического исследования. См. тема 3, п. 7.
[2] Близкие мысли о специфике объекта познания социологии можно встретить в трудах таких выдающихся русских ученых как П.А.Сорокин и Н.И.Кареев. Первый считал, что социология «изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия» (Система социологии. Петроград, 1920, Т.1, С.22). Второй отмечал, что социология изучает характер совершающихся в обществе процессов вне зависимостей от времени и места их происхождения, т.е. то в обществе, что исторически сохраняется. (Общие основы социологии. Петроград, 1919, С. 8).
[3] Хотя еще раньше термин «социология» использовал А. Сен-Симон.
[4] О. Конт сначала называл предложенную им науку социальной физикой.
[5] Эти изменения в производительных силах становятся возможными лишь при наличии у людей необходимых для них знаний и технико-технологических средств.
[6] Всё, что касается содержания той или иной производственной деятельности, функций, связанных с её выполнением, то это изучается «технологическими» науками.
[7] Здесь мы обозначили магистральный путь исторического изменения труда, опустив сопутствующие ему зигзаги и проблемы.
[8] Другое дело, что даже для простого воспроизводство надо рожать больше.
[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1, С. 242.
[10] Напомним, что совершенными и тем самым культурными действия человека становятся только в результате следования его предписывающим образцовое выполнение этих действий стандартам.
[11] В задачи эмпирической социологии входит изучение особенностей культуры, зависящих и от общественных характеристик субъекта деятельности.