белорусского государства

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии. Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза.

2. Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

3. Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие - способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

4. Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества. Всебелорусское народное собрание как один из основных политико-идеологических и демократических институтов в Республике Беларусь.

 

 

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии. Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза.

 

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Слово «конституция» происходит от лат. constitutio – установление, строение. Конституция – основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти, и определяющий принципы ее взаимоотношений с обществом в целом и отдельными гражданами. Определение конституции как основного закона означает наделение ее высшей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами государства. Конституция – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств – юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику. Во многом это зависит от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В различные периоды развития отдельной страны свойства конституции и соотношение между ними изменялись.

В силу того, что конституция, прежде всего, юридический документ, рассмотрим вначале ее юридические свойства. Это тем более важно, что право и политика взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она регулирует наиболее важные общественные отношения, затрагивающие коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественного экономического строя, его национально-территориального устройства, основные права и обязанности человека и гражданина, организационную систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции заключается в усложненном порядке ее изменения. Образцом стабильности является конституция США, которая была принята 1787 году и действует уже более двухсот лет; в нее внесено всего 27 поправок. Это обусловлено тем, что конституция США относится к числу «сверхжестких» (для принятия поправки необходимо набрать 2/3 голосов обеих палат Конгресса при последующей ратификации 3/4 штатов). Для внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь также необходима поддержка 2/3 депутатов от полного состава каждой палаты Парламента, либо одобрения их на республиканском референдуме большинством граждан, внесенных в списки для голосования.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется политический и социальный компромисс политической борьбы между различными силами общества. Конституция как политический документ может рассматриваться в качестве программы развития государства и общества. Конституция содержит ориентиры, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Она фиксирует предмет согласия различных социальных сил; результаты политической борьбы; состояние общественных отношений. Практически все современные демократические конституции содержат нормы, принципы и цели, которые являются основой для реальных действий государственных институтов.

Наряду с юридическими и политическими любая конституция обладает и идеологическими свойствами. Практически все современные конституции имеют идеологические цели, являющиеся ориентиром для развития общества. Все содержание конституции имеет идеологический контекст, прежде всего, те ее части, где речь идет о роли государства, принципах ее отношений с обществом и индивидами, правах и свободах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

В отличие от предыдущих конституций 1919, 1927, 1937, 1978 годов, современная Конституция Республики Беларусь свободна от явных идеологических нагрузок. Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в ст. 4 Конституции, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Это означает конституционное закрепление принципа идеологического плюрализма, чего не было в предшествующих конституциях нашей страны. Так конституция 1919 года была сильно идеологизированной и носила открыто классовый характер. Она устанавливала в стране диктатуру пролетариата, лишала избирательных прав некоторые группы граждан. Конституция 1927 года предусматривала пятикратное преимущество рабочего класса в представительстве на выборах. В ней указывалось семь категорий лиц, которые не могут избирать и быть избранными. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне. В конституции 1937 года впервые закреплялась руководящая роль коммунистической партии. Лица, покушавшиеся на социалистическую собственность, считались врагами народа. Конституция 1978 года также оставалась классовым документом, хотя формально в ней было закреплено равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка и т.д. Она закрепляла ведущую роль рабочего класса. Конституция Республики Беларусь закрепляет плюрализм идеологий и мнений, а также ценности, объединяющие общество на основе правовой связи с государством, которые отражены в разделе II «Личность, общество, государство» (ст.ст. 21-63). Общей для представителей различных социальных групп является свобода выражений своих интересов, гарантия обеспечения которой возлагается на государство. Реализация положений, воплощающих идеологические свойства Конституции Республики Беларусь, является основой утверждения в стране демократии.

Конституционный строй представляет собой государственный и общественный порядок, который определен Конституцией как основным законом страны. Конституционный строй имеет две стороны. Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их компетенции и принципах взаимодействия. Это совокупность норм Конституции, определяющих устройство государства, принципы взаимодействия его с обществом.

Содержательная сторона – это реальное функционирование государства и общества, процессуальное измерение действия конституционных норм, включая соотношение формальных и неформальных регуляторов общественных отношений.

В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать идею народного суверенитета, демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан. Основы конституционного строя изложены в разделе I Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Суверенитет государства – это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Верховенство государственной власти подразумевает то, что над ней не может быть другой власти, то, что она не ограничена ничем, кроме положений Конституции и естественного права. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Единство власти подразумевает отсутствие другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. При этом следует иметь в виду, что государственная власть, обладая полнотой и верховенством, не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти, к которым относится принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом БССР 27 июня 1990 г. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях.

Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения народного суверенитета. Понятие народного суверенитета означает, что единственным источником власти является народ. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так и через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных в Конституции (ст. 3). При этом народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован только при условии существования государственного суверенитета.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократический политический режим представляет форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это прежде всего наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также определенного типа политической культуры активистского характера. На протяжении последних 19 лет в Беларуси последовательно укореняются и внедряются в сознание граждан основные принципы демократического образа жизни, среди которых можно назвать следующие:

– равноправие граждан на участие в управлении государством;

– наличие механизмов обеспечивающих относительное преимущество большинства при уважении прав меньшинства;

– выборность основных органов власти, легитимность власти;

– политический плюрализм, многопартийность, существование на законных основаниях оппозиции;

– разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную;

– независимость суда;

– наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

– право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии.

Конституция определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство – это государство, основанное в своей деятельности на верховенстве права. Качественной характеристикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами.

По отношению к гражданам в правовом государстве действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом, по отношению к людям, наделенным властью, – другое правило: «разрешено только то, на что они уполномочены законом». Это устанавливает зависимость властных структур от общества и предотвращает произвол властей. В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституциализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, представляет возможность реализации индивидуальных прав человека, закрепленных конституционно, которые не могут быть нарушены никем, в том числе и законодателем. Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются в качестве высшей ценности. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Таким образом, правовое государство имеет демократический характер, в нем присутствует ответственность государства перед обществом. Структурные элементы правового государства свою деятельность строго соотносят с действующим законодательством, а должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан. При этом необходимо отметить, что приоритет прав человека не исключает, а наоборот предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод.

Конституция определяет Беларусь как социально государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь (ч.2 ст.21) свободное развитие, реализацию своих способностей.

Белорусское государство в проведении своей социальной политики стремится поддерживать равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов и предпринимательства, а так же различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать законодательство, сохранить культурные ценности белорусов. Подобные мероприятия приводят к консолидации белорусского общества.

Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

В современных демократических государствах права человека представляют собой не просто декларации, а являются принципами, составляющими ценностную основу взаимоотношений в обществе, а также между человеком и государством. Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантия их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства. Государство ответственно перед гражданами за создание условий для достойного и свободного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ст.2).

Права человека – это совокупность норм и принципов, закрепляющих систему политических отношений, которая гарантирует предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Права человека, по сути, являются универсальным требованием к организации политической власти, они действуют независимо от характера режима правления и конституционного устройства государства, выступая в виде некой планки требований, к которой должна приспосабливаться каждая политическая система.

Юридическое выражение права человека впервые получили в 1776 году в Вирджинской декларации, которая в последствии была положена в основу Конституции (Билля о правах) США и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В настоящее время права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.) и других международных документах о правах человека. Все документы о правах человека исходят из того, что происхождение прав и свобод человека не связано с волей определенного государства. Человек является равным государству субъектом власти, обладающим правами и соответствующими обязанностями.

Права человека подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и экологические права.

Гражданские (личные) права – это совокупность прав, присущих человеку от рождения. Они подчеркивают индивидуальность и достоинство личности и защищают ее от посягательств и произвола властей. К гражданским правам относятся: право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение таких прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища и т.д.

Политические права – это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия в государственном управлении. К ним относят свободу слова, печати, совести, право на объединения, свободу избирать и быть избранным и т.д.

Социально-экономические права – это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления, материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной действительности. К таким правам относят: право на собственность, право на труд, защиту от безработицы, выбор профессии, охрану здоровья, образование и т.д.

Культурные и экологические права – это совокупность прав, появление которых было вызвано проблемами общественного развития последней трети XX века, связанных с усилением взаимозависимости государств в современном мире, формирование новой системы международных отношений, экологическим кризисом. К таким правам следует отнести: право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую среду, приобщение к культурным ценностям, свободное передвижение по миру и т.д.

Тенденции современного развития мира требуют сильного демократического государства, которое будет стоять на страже прав и свобод человека.

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому своему гражданину право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств (ст.24). В конституции также закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25). Это означает, что ограничение или лишение свободы возможно только в случае и порядке, предусмотренном законодательством. Обеспечение неприкосновенности личности предполагает также ограничение на незаконное вмешательство в личную жизнь, незаконное проникновение в жилище и другое законное владение людей.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10). Все граждане Беларуси равны перед законом имеют равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Каждому гарантируются свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33). Гарантируется также право на свободу собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования, не нарушающих общественный порядок (ст. 35). Граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, ровного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38). Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровье и безопасные условия труда, на социальное обеспечение (ст.ст. 41, 47). Конституция гарантирует право на бесплатное медицинское обслуживание и получение образования (ст.ст. 45, 49). Взаимная ответственность государства и человека в Беларуси выражается не только в юридическом закреплении прав и свобод граждан, но и в возложении на них определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. В частности, они должны соблюдать конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52), уважать достоинства, права, свободы, интересы других людей (ст. 53), беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54), охранять природу (ст. 55), платить налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56), защищать свою Родину (ст. 57). Права и обязанности граждан должны действовать и соблюдаться в разумной пропорции. В противном случае государство может вступить в полосу кризиса и хаоса.

 

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие - способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

 

Взаимодействие экономики, политики и идеологии.В развитии общества решающую роль играет взаимодействие и взаимо­связь экономики, политики и идеологии, которая проявляется, с од­ной стороны, во влиянии экономических условий и практик на политику и идеологию, а с другой – в политической и идеологической обусловленности экономической деятельности. Экономические от­ношения формируют и поддерживают особый тип общественных отношений. Например, одни социальные группы будут заинтересо­ваны в снижении налогов и сокращении социальных расходов госу­дарственного бюджета, другие – нет. Соответственно разные социальные группы в зависимости от экономических предпочтений бу­дут выступать с различными политическими требованиями, программами. Экономические интересы «заставляют» бизнес-элитуфинансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса реше­ний. Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к существующей власти, являются причинами ее смены и даже революций. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран-экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье либо практика обеспечения в других регионах мира интересов собственных транснациональных корпораций. Зависимость политики и вообще социального развития от производственных сил и экономики была абсо­лютизирована в марксизме, что дало В. Ленину возможность определять политику как «концентрированное выражение экономики». Однако ортодоксальная марксистская позиция, согласно которой политика полностью зависит от экономики, не соответствует практике ее воплощения в жизнь самими марксистами (например, в СССР экономика полностью подчинялась идеологии и политике проводимой Коммунистической партией). Эта позиция не позволяет отметить относительную автономность и влияние политики и идеологии на экономику и объяснить ряд исторических примеров, кото­рые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что об­щества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой и государственной идеологией. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Политика, а за ней и экономика, могут определяться культурными, гео­графическими и природными факторами, социальными, историческими, религиозными и идеологическими особенностями развития определенного общества. Например, в Афганистане 1990-х гг. дол­лар США не являлся платежеспособным средством исключительно по идеологическим соображениям.

Влияние политики и идеологии на экономику проявляется в проведении государствами экономической политики (то есть системы хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения экономикой страны определенных целей), которая зависит от идеологических установок и предпочтений. Например, при либеральной ориентации в организации экономической жизни решающее значение приобретают стихийные силы рынка и конкуренция, а при социалистической – государственное управление экономикой.

Идеологические приоритеты, таким образом, влияют на образ общества, понимание общественного блага и экономики, что можно продемонстрировать при сопоставлении индивидуалистические и коллективистские установки. Различия в базовых идеологических установках влекут за собой различную организацию экономики, например, по либеральной модели (с преобладанием частной собст­венности и рыночной экономики) или по социалистической (с приоритетом общественной собственности и управляемой экономики).

Вопрос о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику является спорным и решается различными идеологическими направлениями и экономическими школами по-разному. Однако с определенностью можно сказать, что во взаимоотношениях между политикой и экономикой необходимо избегать крайностей, то есть как чрезмерной политизации эко­номики, так и полной ее независимости от интересов государства. Господство экономических оценок в иных сферах деятельности превращает человека в часть тотального механизма общества по­требления, в котором он проводит свою жизнь в бесконечном процессе производства благ и их приобретения, занимается только тем, что зарабатывает и тратит деньги. С другой стороны, администра­тивно-командное управление экономикой основанное на определенной идеологии и не учитывающее факторов экономической ре­альности оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом то­варов, потерей экономической заинтересованности трудящихся в производстве качественных товаров и их конкурентоспособности, что в конечном итоге заканчивается кризисом общественной систе­мы. Следовательно, существует необходимость поддерживать порядок посредством регулирования экономических отношений, сдер­живать негативные проявления рынка средствами политики. Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Для успешного экономического развития большое значение имеет способность политики обеспечивать в об­ществе представительство различных групп и интересов, согласование и координацию деятельности многочисленных субъектов, недопущения политических конфликтов в результате использования та­ких средств, как переговоры, уступки, компромиссы.

Социально-экономическое развитие Беларуси в советский период.Действующая экономическая система Беларуси сформиро­валась в основном как часть единого народнохозяйственного ком­плекса СССР, в рамках которого она развивалась достаточно высокими темпами. Особенно быстро формировались отрасли машиностроения и металлообработки. Созданная разветвленная система подготовки высококвалифицированных кадров, специалистов и ученых по многим профессиональным направлениям способствовала ускоренному развитию наукоемких отраслей и производств (ра­диоэлектронной, электротехнической, оптико-механической промышленности, приборостроения и др.). Важное место занимали отрасли химической и нефтехимической промышленности, в частности производство минеральных удобрений, химических волокон и нитей; продукция нефтехимии, которые были ориентированы преимущественно на удовлетворение общесоюзных потребностей. Имея разносторонние хозяйственные связи со многими предприятиями союзных республик, Беларусь являлась своеобразным «сборочным цехом» для СССР. Мощности многих белорусских пред­приятий вводились в эксплуатацию преимущественно на основе ресурсов всего СССР. Возведение крупных промышленных объектов и коммуникаций потребовало создания мощного строительного комплекса и многопрофильной отрасли по производству строительных материалов, конструкций и деталей с развитой сетью проектных организаций. Умеренный климат Беларуси, постоянные и значительные вложения средств в сельское хозяйство, специализировавшееся на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, картофелеводстве и льноводстве, обеспечивали относительно высокий уровень его развития. По производству продукции животноводства на душу населения Беларусь несколько уступала лишь республикам Прибалтики. Страна в основном сама обеспечивала себя продовольствием и была его стабильным поставщиком в общесоюзный фонд, в частности в Москву, Санкт-Петербург (Ленинград), районы Крайнего Севера и др.

Вместе с тем, располагая мощным машиностроительным комплексом, республика не удовлетворяла собственных потребностей в машинах и оборудовании для агропромышленного комплекса, в продукции легкой и деревообрабатывающей промышленности, культурно-бытовом обслуживании населения, в результате чего в Беларусь завозились в больших объемах многие товары народного потребления. Практически все предприятия машиностроения и многие предприятия и организации других отраслей республики работали на оборонный комплекс. Вместе с благоприятными экономическими условиями в экономике и хозяйственной деятельности Беларуси периода СССР наблюдались многочисленные кризисные факторы: рост дефицита компетентного и прогрессивного государственного управления; неоправданная централизация правовых, контрольных и властных полномочий; пренебрежительное отношение государственной власти к науке и ее рекомендациям и в результате выпадение страны из мирового процесса обмена высокими технологиями; быстро стареющая материально-техническая база и падающая эффективность накопленного производственного потенциала; снижение заинтересованности в качественном труде, повышении профессионализма, особенно в проявлении творческой активности, отсутствие социальной защиты инициативных людей, их поддержки и поощрения, право на инициативу. Об идущих негативных процессах очень емко и точно сказал первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров: «Мы идем от плохого к худшему». Попыткой реформирования социализма была «перестройка», которая стала проводиться без должной научной проработки. При проведении реформ, не затрагивающих монополизм государственной собственности на средства производства, эффективность производства оставалась относительно низкой. Советский Союз по-прежнему занимал одно из первых мест по общим объемам выпуска продукции, но одно из последних среди развитых стран по производству товаров на­родного потребления, работ, услуг и их качеству. В этих условиях каждая республика стала искать свои пути выхода из кризиса, видя его в расширении экономической самостоятельности как республик, так и внутриреспубликанских регионов. Изъяны экономического и политического устройства СССР, неэффективность руководства в проведении внутренней и внешней политики, «холодная война» между США и СССР и огромные затраты на обеспечение гонки воо­ружений, подрывавшей советскую экономику явились внутренними предпосылками дезинтеграции в СССР.

Особенности социально-экономического развития Беларуси в постсоветский период.В начале 90-х гг. независимое белорус­ское государство столкнулось с существенными трудностями в со­циально-экономической сфере, которые в значительной мере обу­словили распад СССР и переход к новой для страны форме социально-экономического развития, основанной на рыночных отношениях. После распада СССР были разорваны экономические связи между его бывшими республиками, начался процесс разрушения единого рублевого пространства и установления границ, тамо­жен и т. д. Форсированная изоляция страны привела к гиперинфля­ции, обесцениванию сбережений граждан, потере сырьевых ресур­сов, оборотных средств и инвестиций промышленными предпри­ятиями. Экономика Беларуси после распада СССР потеряла возможность получать дешевые энергоносители и утратила тради­ционные рынки сбыта (экспорта) своих производителей (в условиях СССР они были ориентированы на рынки советских республик). Ситуация потребовала формирования новых социальных, политиче­ских и экономических институтов суверенного государства, а также преобразования ранее действовавших в СССР структур и институ­тов, регулирующих экономические процессы. Трудность решения указанных задач усугублялась последствиями Чернобыльской ава­рии, которые до сих пор оказывают огромное негативное экологи­ческое и социальное влияние и требуют отвлечения значительных материальных и финансовых ресурсов из экономики страны для их нейтрализации. Однако, несмотря на экономический кризис 1991– 1995 гг., Республика Беларусь смогла к 1996 г. преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы ежегодного при­роста ВВП, стабилизировать положение на внутреннем потреби­тельском рынке, восстановить систему управления экономикой, улучшить систему социальной защиты населения. В постсоветский период формируется белорусская модель социально-экономического развития, для которой характерны: сильная госу­дарственная власть, обеспечивающая политическую стабильность и общественный порядок; социально ориентированная рыночная эко­номика; интеграция с Россией и другими странами СНГ, прежде всего в экономической сфере. Такая модель позволила преодолеть глубокий спад производства, развернуть рыночные реформы, избе­гая при этом социальных потрясений, формирования олигархии и проникновения криминала во власть; дала возможность стабильного пенсионного обеспечения и т. д. Это свидетельствует, что Респуб­лика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.

Устойчивое развитие. Термин «устойчивое разви­тие» (не совсем точный перевод с англ. sustainable development) впервые встречается в Декларации первой Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) и работах Римского клуба, ко­гда была осознана связь между проблемами окружающей среды, экономическим и социальным развитием человечества. Он получил широкое распространение после публикации доклада, подготовлен­ного для ООН в 1987 г. специально созданной Международной комиссией по окружающей среде и развитию. Концепция (стратегия) устойчивого развития, сформулированная в документах Конферен­ции ОНН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро возникла на пути поиска решения экологической и других глобальных проблем, прежде всего проблем, связанных с взаимодействием природы и общества, претендуя на то, чтобы дать позитивный ответ на вопрос, быть или не быть человечеству. Сло­восочетание «устойчивое развитие» нередко ассоциируется со ста­бильностью, устойчивостью в механическом смысле, что не отража­ет адекватно содержание обозначаемого им понятия. Понятие «ус­тойчивое развитие» объединяет представления о двух основных признаках: 1) возможности выживания человечества; 2) его способ­ности к дальнейшему неопределенно долгому управляемому разви­тию при сохранении биосферы (и ее устойчивости) как естествен­ной основы жизни на Земле. В концепции устойчивого развития со­единяются знания из всех основных областей науки, но наиболее существенными на современном этапе ее развития оказываются философско-мировоззренческие взгляды и прогнозы грядущего взаи­модействия природы и общества. Устойчивое развитие удовлетво­ряет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу спо­собность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Улучшение качества жизни людей должно обеспечи­ваться в тех пределах, превышение которых приводит к разруше­нию естественных механизмов регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Концепция устойчивого развития имеет также социально-политическое и экономическое измерение, по­скольку ориентирует на соразмерное развитие всех регионов, сооб­ществ и экономических отраслей.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Концептуальной основой модели социально-экономического развития Республики Беларусь в современных ус­ловиях является Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР). В Беларуси идея устойчивого развития получила признание в силу сложной социально-экономической ситуации в стране после распада СССР. Наша республика испытывала ряд трудностей, свя­занных с экономической зависимостью от регионов бывшего СССР, устаревшими промышленными технологиями, чернобыльской ката­строфой. Национальная стратегия устойчивого развития была принята в 1997 г., а с учетом опыта ее реализации в 2004 г. была разра­ботана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 г. Ее разработка осуществлялась с учетом реализации «Декларации тысячелетия» принятой Генераль­ной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уров­не по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.). В прикладном плане модель устойчивого развития Беларуси – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих преду­преждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Нацио­нальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные на­правления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механиз­мы, системы управления и координации на локальном, региональ­ном, национальном и международном уровнях.

Для перехода к устойчивому развитию НСУР-2020 предполагает долгосрочный период, включающий два этапа социально-экономического развития.

На первом этапе (до 2010 г.) основной целью является повыше­ние качества и уровня жизни населения на основе развития и эффек­тивного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффектив­ное производство благ и услуг, обладающей потенциалом долго­срочного динамичного роста. Приоритетными направлениями в этот период являются: развитие человеческого потенциала на основе ка­чественного совершенствования систем образования, здравоохране­ния, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; ин­новационное развитие национальной экономики; наращивание экс­портного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологич­ных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

На втором этапе (2011–2020) предполагается достигнуть гармо­низации взаимоотношений общества и природы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на ду­ховно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с посте­пенным освобождением от стереотипов потребительства. Экономи­ческое развитие предусматривается обеспечивать за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, расширения частного биз­неса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных про­цессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансирован­ного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствова­ние социальных процессов должно базироваться на принципах зре­лой демократии и гражданского общества.

Основные приоритеты социально-экономической политики в соответствии с НСУР. Основными факторами устойчивого разви­тия должны стать: человеческий, научно-производственный и инно­вационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географи­ческое положение страны, а движущими силами - высокий интел­лект, инновации и благосостояние. Обеспечение устойчивого развития Беларуси предполагает решение определенных задач.

В области совершенствования государственности - это формирование эффективного правового государства, создание зако­нодательной базы и механизмов применения законодательства; обеспечение гарантий прав и свобод личности; усовершенствование механизмов местного управления и самоуправления.

В экономической сфере - это построение высокоэффектив­ной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регули­рования; адаптация национальной экономики к новым условиям мирового развития, где ведущими тенденциями стали глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, формирование транснациональных корпораций, региональных ин­теграционных объединений стран; повышение эффективности энергопроизводства и энергопотребления с целью повышения конкурен­тоспособности продукции, снижение доли и масштаба энерго- и материалоемких производств, замены неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах; повышение производительности труда и эффективности хозяйство­вания во всех сферах экономики; укрепление национальной финан­совой системы и обеспечение устойчивого функционирования эко­номики; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового бремени; создание благо­приятного инвестиционного климата и системы справедливого це­нообразования; обеспечение прав собственности и субъектов хозяйствования, создание равных условия для функционирования раз­личных форм собственности, оказание государственной поддержки предпринимательству, развитие малого и среднего бизнеса; проведение внешней политики, направленной на развитие интеграцион­ных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В области общественного развития - это развитие институтов демократии и гражданского общества, партнерства между госу­дарством и гражданским обществом; изменение системы общест­венных ценностей, общественных институтов и образа жизни, то есть всей социально-экономической парадигмы развития, для того, чтобы человек стал не средством и фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью, а развитие личности человека — основой и критерием гармонизации системы природа — человек — общество; обеспечение взаимной ответственность друг перед дру­гом всех субъектов общества (государства, личности, общественных институтов).

В социальной сфере - это реализация социальной справедли­вости, понимаемой как пропорциональное распределение благ в со­ответствии с заслугами, потребностями и возможностями каждого человека на основе принципов гуманности, адресности и комплекс­ности; проведение государством активной социальной политики, направленной на обеспечение социальной стабильности в обществе; обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения; создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, по­зволяющих им собственным трудом обеспечить свое благосостоя­ние; обеспечение роста реальных денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни; снижение уровня безработи­цы и обеспечение рациональной занятости населения на основе со­хранения рабочих мест на действующих предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, ор­ганизации систем подготовки и переподготовки кадров; развитие системы социального страхования, при которой обеспечиваются га­рантии по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для этого; повы­шение уровня пенсионного обеспечения; повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи малообеспеченным слоям населения, рационализации систе­мы льгот, улучшения социального обслуживания и др.; обеспечение всех нуждающихся комфортным, долговечным, доступным для всех слоев населения жильем; решение демографических проблем сни­жения рождаемости и продолжительности жизни, старения населе­ния; нравственное и экономическое укрепление института семьи; охрана материнства и детства, обеспечение благоприятных условий для рождения детей и их воспитания; совершенствование системы здравоохранения; увеличение доли финансирования этой отрасли; совершенствование стандартов в области здравоохранения; созда­ние государственного механизма поддержки здорового образа жиз­ни; развитие физической культуры и спорта.

В области экологии - это соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду; экологическая ори­ентация развития общества, проведение активной государственной экологической политики, предусматривающей взаимосвязь эколо­гической, экономической и социальной составляющих развития го­сударства; развитие системы экологического образования и просве­щения всех слоев общества, подготовка экологических кадров; обеспечение открытости экологической информации и участия об­щественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды; совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режи­мов природопользования, лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию; снижение негативного воз­действия на окружающую среду и улучшение ее качественного со­стояния, восстановление нарушенного экологического равновесия и экосистем; преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; обеспечение эффективного природопользования без истоще­ния природных ресурсов, рациональное их использование и эконо­мия, развитие ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, снижающих энергопотребление и замена ими ныне су­ществующих, развитие неэнергоемких производств, увеличение до­ли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов; пере­ход на возобновляемые альтернативные источники энергии; плат­ность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, неотвра­тимость правовой и экономической ответственности за экологиче­ски опасное, нерациональное и неэффективное использование при­родных ресурсов; снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.; формирование оптимальной сис­темы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия; расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природо­пользования; последовательный переход на международные стан­дарты технологий и производимой продукции, выполнение обяза­тельств по международным соглашениям в области охраны окру­жающей среды и рационального природопользования.

В области развития культуры и нравственности и образо­вания следует исходить из принципа, что, развиваясь сама по себе, без опережающего или хотя бы параллельного нравственного роста человечества, научные исследования могут привести к катастрофи­ческим последствиям, ярким примером чего является современный экологический кризис, нарастающий с каждым днем в результате неудержимого научно-технического прогресса. Отдаляясь от мо­ральных ценностей, наука становится бездуховной, а ее применение теряет нравственные, гуманистические ориентиры. В связи с этим необходимо: воспитание высокообразованного, творческого челове­ка и создание здорового нравственного климата в обществе; разви­тие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры на­ряду с поддержкой культурных инноваций; обеспечение равного доступа всех граждан страны к культурным благам и информацион­ным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры; бережное отношение к историческому наследию предков и сохранение самобытности национальных традиций; про­паганда нравственности, знаний и информации, обеспечивающих развитие потенциала личности человека; повышение уровня и каче­ства образования граждан, переход к массовому высшему образова­нию; улучшение информационного обеспечения научно-технической и образовательной деятельности путем создания и вне­дрения современных технологий; кардинальное повышение оплаты труда в сфере науки и образования.

Таким образом, реализация белорусской модели устойчивого развития должна обеспечить необходимый рост объемов и темпов производства, повышение материального благосостояния народа и укрепления здоровья людей, развитие культуры, образования, нау­ки, укрепление безопасности страны. Национальная стратегия ус­тойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь – это важнейший идеологический документ предполагающий выведение страны на интеллектуально-инновационный путь разви­тия и призванный способствовать достижению качественно нового состояния общества.

 

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества. Всебелорусское народное собрание как один из основных политико-идеологических и демократических институтов в Республике Беларусь.

 

Без государственной идеологии, как совокупности фундамен­тальных ценностей, приоритетов, установок и ориентиров не может существовать никакое государство. Общественная жизнь, не осно­ванная на ценностно-нормативном консенсусе, чревата политиче­скими конфликтами и катаклизмами. Всякое государство заинтере­совано в том, чтобы его граждане сознательно соблюдали законы, доверяли власти и ее представителям, дорожили правами и свобо­дами, которые обеспечивает демократический государственный строй. В унитарном государстве не может быть нескольких государ­ственных идеологий, как не может быть двух центров официальной власти, двух конституций, различных систем права и т. п.

Государственная идеология содержит определенный минимум, или принимаемый всеми гражданами консенсус, необходимый для поддержания гражданского мира и сохранения стабильности го­сударства. Она демонстрирует признание и стремление воплотить в жизнь общепринятые нормы демократии и правового государства, не ущемляя при этом множества частных интересов граждан в лич­ной, общественной, экономической и других сферах, но способст­вуя, если они не противоречат общепринятому консенсусу, их все­сторонней реализации.

Механизм государственной идеологии Республики Беларусь должен формироваться с учетом совокупного мирового опыта, но без принуждения и жесткой централизации, как своеобразный форум идей, имеющих общественную значимость. В настоящее время в республике сложились определенные институты, обеспечивающие двухстороннюю связь между государством и обществом и предполагающие, с одной стороны, трансляцию государственной идеологии и до­ведение ее до каждого гражданина, а с другой – ее одобрение в обществе и внесение необходимых поправок и корректив.

Важнейшую роль среди этих институтов играют Всебелорусские народные собрания, представляющее все регионы и слои населения, которые организуются для усиления обратной связи общества с государством и являются способом прямого участия граждан в управлении государством и, прежде всего, в решении стратегиче­ских вопросов, касающихся основных направлений реализации социально-политической модели развития государства и планов социально-экономического развития Республики Беларусь. Всего проведено 4 Всебелорусских народных собрания. Первое (19 ноября 1996 г.) состоялось перед Республиканским референдумом по вопросу изменения Конституции. Вто­рое (18 мая 2001 г.) прошло за несколько месяцев до президентских выборов; на третьем (2–3 марта 2006 г.) были осуждены итоги социально-экономического развития Беларуси в 2001-2006 гг.и и одобрены основные положения Про­граммы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы; на четвертом (6-7 декабря 2010 года) было проанализировано выполнение Про­граммы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. и одобрены основные положения Про­граммы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.