ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX века

Интегральная социология П. Сорокина (1889 – 1968). Интегральная социология П. Сорокина это изучение общества со стороны объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении по вертикали, горизонтали и флуктуация, так и с учетом субъективного фактора – сложной интегральной сущности самого человека. Методологическая парадигма идеациональности рациональности и чувственного познания.

1.Человек как удивительное интегральное существо

Доминирование социокультурного начала Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздействием ряда факторов – космических, биологических, социально-психологических, но, прежде всего, – социокультурных. При рождении его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены. «Новая интегральная теория человеческой личности не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным», рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом».

Интегральное использование каналов познания Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способности отражать и анализировать мир с помощьюинтегрального использования каналов познания.

Всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных форм: 1) эмпирически чувственная форма – мир постигается с помощью чувств или приборов; 2) рационально-умственная форма – познается разумом с помощью логических операций; 3) сверхчувственно-сверхрациональная форма бытия – постигается только посредством сверхчувственной, сверхрациональной формой интуиции, «как божественного вдохновения», «вспышки озарения». Все гениальные творения во всех областях культуры – религии, философии, науки, эстетики – так или иначе, были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью «высшего озарения». Истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, чем полученная через один из этих каналов. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга. В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства.

П. Сорокин, подчеркивая значение эмпирических исследований, резко выступает против «манипуляции математическими символами», «культа нумерологии», против «квантофрении» в социальных науках. Человек создал суперорганическую реальность, культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который человек придает неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность. Флаг, король: феномен становится социокультурным, в случае, когда компонент смысла накладывается на физический и биологический компоненты.