Объемные гидроприводы, области применения, преимущества и недостатки

В общем машиностроении используются, как правило, объемные гидроприводы. Объемный гидропривод – привод, в состав которого входит гидравлический механизм (объемные гидромашины), в котором рабочая среда находится под давлением. В объемных гидромашинах (насос, гидродвигатель) полости с высоким и низким давлением герметично (или почти герметично) изолированы друг от друга.

Объемные гидроприводы разделяют на две большие группы: с дроссельным и машинным (объемным) регулированием. В гидроприводах с объемным регулированием используются гидромашины с регулируемым рабочим объемом q.

Объемные гидроприводы разделяют на две большие группы по способу управления скоростью выходного звена (гидромотора, гидроцилиндра): ОГП с дроссельным и с машинным (объемным) регулированием. В ОГП с дроссельным регулированием скорость регулируется посредством изменения сопротивления течения жидкости дросселем. В ОГП с объемным регулированием скорость регулируется изменением рабочего объема q насоса и/или гидромотора.

Гидроприводы с объемным регулированием разделяют на гидроприводы с разомкнутым и замкнутым потоком. В гидроприводах с разомкнутым потоком рабочая жидкость циркулирует по кругу: бак – насос – гидродвигатель – бак. В гидроприводах с замкнутым потоком рабочая жидкость циркулирует между насосом и гидромотором, а неизбежные утечки компенсируются вспомогательным насосом. Особенность гидроприводов с замкнутым потоком – предохранительный клапан перепускает рабочую жидкость не в бак, а в линию низкого давления.

 

с разомкнутым потоком с замкнутым потоком
нереверсивный гидропривод
 
реверсивный гидропривод

 

Подробная классификация гидро- и пневмоприводов приведена в ГОСТ 17752–81 «Гидропривод объемный и пневмопривод. Термины и определения».

Главная область применения объемного гидропривода – необходимость больших и очень больших усилий (до 80.000 тонн) при относительно небольших скоростях перемещения (порядка 10 м/с, 3000 об/мин).

Наиболее широко применяется в машиностроении в кузнечно-прессовом оборудовании; тракторах, дорожно-строительных машинах, автокранах (привод рабочих органов); горной технике (проходческие щиты, гидрокрепь). Реже – в качестве трансмиссии тяжелой военной техники, авиации (привод рулей, шасси).

В станках и приспособлениях используется в главных приводах протяжных и строгальных станков, приводах подачи шлифовальных станков, зажимных устройствах, устройствах смены инструментов. Реже используется в гидростатических подшипниках тяжелых станков, для гидравлической разгрузки планшайбы (диаметр до 18 м у карусельных станков), уравновешивании тяжелых подвижных частей.

Достоинства:

1) Высокая удельная энергоемкость, равная отношению передаваемой мощности к объему или массе привода (наивысшая в общем машиностроении).

2) Малая инерционность подвижных частей (момент инерции гидромотора в 5…7 раз меньше, чем у электромотора одинаковой мощности; скорость реверса ГП мощностью 500 кВт порядка 0.1 с).

3) Высокая жесткость (малое изменение скорости при изменении нагрузки).

4) Простота плавной регулировки скорости выходного звена.

5) Простота получения линейного перемещения.

Недостатки:

1) Сложность в обслуживании (регулярная замена фильтров) из-за повышенной чувствительности к загрязнениям рабочей жидкости.

2) Низкий КПД дроссельных схем регулирования.

3) Сложность организации работы при низких (–60 оС) и при высоких (+120 оС) температурах.

4) Пожароопасность при использовании горючих рабочих жидкостей.