Государство - важнейшая часть надстройки классового общества.

Понятие «надстройка» сейчас употребляется не только в привычном для марксизма контексте, когда подчеркивается первенство и определяющая роль «базиса» (материальных, экономических отношений) перед любыми правовыми институтами.

По мнению В.В. Лазарева данное понятие очень удачно отражает роль общества и государства в правовом строительстве, когда в силу естественной необходимости, сложившихся исторических и политических условий приходится предпринимать активные усилия по формированию правовой реалии, «надстраиванию» над объективно сложившимся общественными отношениями новых связей, новых форм и новых учреждений. По его мнению употребление данной категории более уместно там, где целенаправленно и волевым порядком конструируются соответствующие правовые связи, где правовые формы ставятся под охрану законом изаконодательство систематически обновляется и совершенствуется.

Стержнем правовой надстройки являются правовые акты, правовые отношения и правовые процессы.

Одним из аспектов, характеризующих место государства в правовой надстройке является всеобъемлющая охранная деятельность последнего по отношению к правовой реалии, правомерным поступкам, отношениям и актам. Место государства и права характеризует так же то, что государство возлагает юридическую ответственность на всех тех, кто нарушает правовые акты, не считается с правовыми отношениями, незаконно вторгается в правовые процессы.

Надстройка, согласно мнению В.В. Лазарева представляет собой полисистемный правовой комплекс, где каждый из элементов включает разные подсистемы. И с каждой из таких подсистем государство связано своими функциями.

Тип надстройки, согласно марксистской теории, обуславливается типом общественных отношений. Под надстройкой можно понимать совокупность определенных идеологических отношений, взглядов, утверждений, в том числе и таких её элементов, как государство и право.

Место государства в надстройке классового общества можно охарактеризовать тем, что государство является формой организации политической власти, существующей (согласно марксистской теории) для осуществления интересов имущественного класса. На данной точке зрения построен формационный подход в типологии государства, что и будет более подробно рассмотрено ниже.