Содержание межбюджетных отношений. Особенности организации межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

Государственный бюджет страны – основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов.Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются на принципах:- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов .во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и ораны местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.2. Финансовая политика. Инструменты ее реализацииФинансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства: -денежно-кредитная политика; -налоговая политика; -бюджетная политика; -политика в области международных финансов. Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; - организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране; - выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями. Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того: счетная палата, ЦБ РФ, Минфин, налоговые и таможенные органы.Задачи:совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития; осуществление государственного финансового контроля; разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом; обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.