Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета
Метод б/у представляет собой совокупность способов и приемов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, документально обоснованное отражение объектов учета и их обобщения в денежной оценке по качественно однородным взаимосвязанным признакам для исчисления показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации, получение о ней необходимой информации.
Важнейшими способами и приемами метода б/у, называемые элементами метода являются:
1) документация
2) инвентаризация
3) оценка
4) калькуляция
5) система счетов
6) двойная запись
7) бухгалтерский баланс и отчетность.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а так же финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность как элемент метода б/у является завершающим этапом учетного процесса. По внешнему виду отчетность представляет собой таблицы, заполненные по данным синтетического и аналитического учета.
В условиях формирования и развития рыночных отношений возрастает значение объективной и достоверной бух.отчетности. Анализ показателей отчетности позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, величину собственного капитала предприятия и заемных средств.
Данные бух.отчетности позволяют выявить фин. Положение предприятия, его платежеспособность и доходность. Основные задачи бух.отчетности:
1) Бух.отчетность дает возможность более глубоко заглянуть во внутренние и внешние отношения хоз. субъекта и предприятия, оценить его способность своевременно и полностью рассчитываться по обязательствам.
2) Внешние пользователи бух.информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а так же оценить фин. положение потенциальных партнеров.
3) по данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед учредителями и прочими структурами управления и контроля. Тщательный анализ отчетности позволяет раскрыть причины недостатков в работе предприятия, выявить резервы и наметить пути улучшения его деятельности.
Отчетным периодом является календарный период между датами предыдущего и нового отчетов: месяц, квартал, год – отсюда месячная, квартальная и годовая финансовая отчетность. В качестве отчетной даты признается дата, по состоянию на которую хоз. субъект обязан составлять фин. Отчетность (на 1 января, 1 апреля и т.д.)
В состав обязательной годовой отчетности входят следующие документы:
1) бух.баланс – форма №1
2) отчет о прибылях и убытках – форма №2
3) отчет об изменениях капитала – форма №3
4) отчет о движении денежных средств – форма №4
5) приложение к бух.балансу – форма №5
6) отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6
7) пояснительная записка
8) аудиторское заключение о достоверности отчетности (в случаях установленных законом)
9) прочие отчеты
10) налоговые декларации (отчеты по начислению и уплате налогов сбо-ров и т.п.)
К отчетности промежуточных периодов предъявляются менее строгие требования по количеству включаемых форм. Субъекты малого предпринимательства, которые не используют упрощенную систему налогообложения и согласно законодательству, не обязаны иметь аудиторское заключение, имеют право предоставлять отчетность только по формам №1 и №2.
Требования, предъявляемые к информации, формируемой в бух.отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.
Пользователями бух.отчетности являются собственники в соответствии с учредительными документами, гос. налоговая инспекция по месту расположения предприятия, кредитные учреждения, обслуживающие предприятия. Предприятие предоставляет квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года в налоговую инспекцию, если иное не предусмотрено законодательством РФ.