Показатели объёма продукции (услуг) и их взаимосвязь.

При статистическом изучении результатов экономической деятель­ности следует учитывать:

1) специфику показателей продукции применительно к различным видам предпринимательства (материальные продукты, нематериальные услуги, финансо­вые услуги, инновационная продукция и т. д.). Для различных видов экономической деятельности Федеральной службой государственной статистики РФ разработаны конкретные методические инструкции, определяющие систему показателей объема продукции и методику их расчета;

2) характер продукции, который определяет особенности оценки ее качества и конкурентоспособности.

Поэтому рассмотрим наиболее общие подходы к учету и измерению количественных и качественных результатов экономической деятель­ности.

Комплексная оценка количественных результатов экономической деятельности требует использования по меньшей мере трех типов показате­лей объема продукции (услуг).

1. Показатели общего объема продукции, произведенного всеми структурными подразделениями фирмы независимо от ее дальнейшего использования, которые характеризуют общие масштабы деятельности фирмы. Применительно к производс­твенным видам предпринимательской деятельности такую оценку дает показатель валового обо­рота, а применительно к торговому бизнесу – валовой товарооборот. Эти показатели интересны в качестве характеристики производственного потенциала предприятия. Показатели общего объема продукции учитываются также при определении ресурсов, необходимых для деятельности фирмы. Но они включают и ту продукцию, которая производится и потребляется на производственные нужды внутри фир­мы (внутрифирменный оборот), и содержат повторный счет.

2. Показатели конечного объема продукции, исключающие внутри­фирменный оборот. В производственном предпринимательстве к таким показателям следует отнести валовую продукцию (валовой выпуск) и товарную продукцию, а в коммерческом предпринимательстве – чистый товарооборот. Товарная продукция в отличие от валовой продукции не включает те элементы валовой продукции, которые не могут быть проданы (остатки незавершенного производства, запасы полуфабрикатов для собственного производства) и охватывает только продукцию, предназначенную для реализации. Поэтому показатель товарной продукции применяется для оценки потенциальной величины прибыли.

3. Показатели реализованной продукции. В зависимости от учетной политики этот показатель может учитывать продукцию, отгруженную и оплаченную потребителем, либо отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию. Показатель реализованной продукции в отечественной статистике всегда означал фактическую оплату отгруженной продукции потребителем или заказчиком. Поэтому моментом реализации считалось поступление денежных средств на счет предприятия или непосредственно в кассу предприятия. Международные рекомендации и зарубежная практика учитывают и считают главным момент передачи потребителю или заказчику права собственности на отгруженную продукцию и возникновения в этот момент обязательств заказчика перед поставщиком. В этом варианте реализованная продукция определяется как сумма начисленных средств за отгруженную продукцию и поэтому совпадает с показателем отгруженной продукции.

Важное значение имеет оценка взаимосвязи показателей объема продукции на основе мультипликативной или аддитивной модели, позволяющая установить влияние различных служб фирм на конечные результаты работы.

Все вышеперечисленные показатели количественных результатов экономической деятельности характеризуют совокупный результат, т. е. полную стоимость продукции (работ, услуг). Переход на международные принципы национального счетоводства предполагает определение, как показателей валового выпуска (ВП), так и показателей добавленной стоимости, необходимых для оценки вклада конкретных видов предпринимательской деятельности в создание валового внутреннего и валового национального продукта. Валовой выпуск охватывает стоимость товаров и услуг, являющихся результатом дея­тельности данной хозяйственной единицы. Валовая добавленная стоимость (ВДС) характеризует конечный результат экономической деятельности, отражает стоимость, созданную в данном периоде хозяйс­твенной единицей, и определяется разностью размеров валового вы­пуска (ВВ) и промежуточного потребления (ПП). Промежуточное пот­ребление хозяйственной единицы представляет собой стоимость всех потребленных в течение данного периода продуктов (за исключением основных фондов) и рыночных услуг с целью производства продуктов и услуг этой единицей.

ВДС = ВВ – ПП

Добавленная стоимость может быть определена и на чистой осно­ве, т. е. без учета потребления основного капитала (ПОК). В этом случае она называется чистой добавленной стоимостью (ЧДС) и характеризует чистый результат экономической деятельности.

ЧДС = ВДС – ПОК