Применение принципа «социологизма» к исследованию права: кросскультурный анализ

Право, по Э. Дюркгейму, является материальным социальным фактом, который представлен конкретными социальными структурами, их функциями и определенными образцами взаимодействия людей. Анализируя характер права, можно тем самым изучить мораль и коллективные представления людей – духовные социальные факты.

В обществах с механической солидарностью реже нарушение правовых ограничений, но больше нарушений табу, которые сами по себе не вредны для общества. В обществах с органической солидарностью господствует рестутивное право. Для него характерна качественно-количественная развитость правовых структур. Их функциональность направлена на обеспечение социального контроля в условиях, когда отсутствуют обязательная для всех мораль, идеология, общие коллективные представления. Рестутивное право, в отличие от репрессивного, основывается на защите интересов человека и, прежде всего, прав собственности.

Для репрессивного права, функционирующего на основе силы, характерна карательная направленность, что выражается в пренебрежении личностью человека, жестокости наказания. Характерной чертой репрессивного права является его функциональная диффузность. Закон дифференцированно применяется в отношении людей с разными социальными статусами
[69, с. 87-112].

«Понимающая» социология М. Вебера Макс Вебер (18641920) один из самых влиятельных теоретиков социологии. Труды Вебера характеризует смелость обобщения: сплав исторических изыска­ний и социологической рефлексии. Теория идеальных типов, сопоставимые социальные феномены – теоретически (логически) сконструированная реальность. Понятие «идеального типа» не статическое, а динамическое. Вебер использует термин «понимание», разработанный герменевтикой, для раскрытия сущности всей социальной реальности, всей человеческой истории.

Основа социологии Макса Вебера – теория социального действия. Мир движется по нарастанию рациональности. Вебер разделял четыре типа деятельности: аффективные, по традиции, ценностно-рациональные и целерациональные. Основной труд М. Вебера, где он дал «политэкономию религии» «Протестантская этика и дух капитализма». Наращиванием рациональности характеризует он развитие бюрократии в капиталистическом обществе, в отличие от личностного управления в традиционном обществе.

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер полностью не отрицал значения оценок. Он лишь считал, что в процедуре исследования ценности должны фигурировать в начале и в конце. Процесс же сбора данных, точное наблюдение и систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей [127. С. 34-35].

Социология Макса Вебера относится к числу интерпретативных парадигм. Сторонники хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее, полагают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов данного направления главное – изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность. Своими корнями интерпретативные теории уходят корнями в герменевтику – искусство и теорию толкования древних текстов и памятников. Социологи полагают, что герменевтические методы могут быть использованы и для интерпретации социальной реальности, прежде всего поведения людей и выявления их мотивов и значений. При этом они исходят из того, что для успешной интерпретации человеческих действий необходим учет социально-культурного, экономического, политического, языкового и иного контекства, в которых реализуются данные действия. Иными словами, действия индивиды могут быть адекватно поняты, если будет сохранено их субъективное значение в конкретном социальном и культурном контексте. Теорема Томаса гласит: «Если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях». Это следует понимать таким образом: в результате социальных действий индивидов конструируется некая социальная реальность определенного характера.

Предметом интерпретативных парадигм как раз являются представления людей и соответствующие им социальные действия. Социологи этого направления смысл своей деятельности видят не в выявлении закономерных связей функционирования общественных структур, а в изучении способов, с помощью которых люди познают и конструируют реальность в том или ином обществе. Для них особый интерес представляет «заглянуть за» поверхностные значения представления людей о жизненном мире, за очевидно видимые проявления их поведения и тем самым дать уникальную интерпретацию об их сути, делая их понятными для окружающих.

Отличие естественных наук от социальных наук, по Веберу, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, поскольку общество – это не историческая неизбежность, а результат «множества возможностей». В религиозном воззрении – (протестантской этике) Вебер видел один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью» утверждение о том, что это единственный социальный фактор. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Её цель – установить степень того, что при событии «X» имеется определенная степень вероятности наступления события «Y». Как видно, понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, чем знание в естественных науках.

Понимание социальных явлений связано с отношением действия к мысли, рациональности. Физические тела и свойства собственной рациональностью не обладают. Социальные науки обладают общими качествами. Социология позволяет осуществлять типизацию поведения людей и систематизацию фактов.

Социальные факты и ценности Как объективная наука, социология должна стремиться быть «свободной от оценочных суждений». Это, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, но они не должны вторгаться в научные разработки. Тем более не означает отказ от анализа ценностей вообще. Напротив, предметом социологии является изучение действий людей с учетом детерминации общезначимых ценностей – истины, справедливости, красоты.

По мнению М. Вебера, социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны, общезначимы, но не вообще, а в рамках определенной исторической эпохи. Ю. Хабермас считал, что у М. Вебера присутствуют два принципа: позитивистски-сциентический и антипозитивистско-герменевтический. Самому Веберу не удалось избежать ценностного подхода, его называли «буржуазным Марксом». Он считал движущими классами: капиталистов, бюрократов и средний класс. Вебера ценят за новаторские принципы основания социологического знания.

Понимание социальных действий Микроуровень, это рациональное понимание социальных действий социальных субъектов, и через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм теоретическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества.

Как считает Вебер, анализ и типизация социальных действий людей является предметом социологии. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента: 1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл; 2) ориентация на поведение других людей. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием. Действие, в котором человек не видит реальной цели, не является социальным действием (крик от боли, непреднамеренное падение человека и т.п.). Не является социальным и чисто подражательное действие, раскрытие зонтов от дождя, или реактивное поведение на стимул, например: «опасность».

Типизация социальных действий: аффективное, традиционное, ценностно-рациональное и целерациональное. По Веберу, мир движется в сторону нарастания рациональности.

Основные методы понимания социальных действий. Первый тип: понимание через прямое наблюдение. Второй тип: объяснительное понимание Оно предполагает выяснение мотивов конкретного социального действия. Необходимо поставить себя на место этого индивида, по Веберу. Третий тип: причинное объяснение. Оно предполагает выяснить, что инициировало сами мотивы, которые привели к соответствующим социальным действиям. Здесь социолог обязан обнаружить связи между целой серией действий или событий. Здесь необходимы конкретные социологические исследования. Вебер сам выявил связи между религиозными принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельности.

Идеально-типические конструкции На индивида воздействует множество социальных сил: давление СМИ, требования семьи и психологическое давление окружения, рассматривая подобные проблемы, М. Вебер предложил оригинальный метод – конструирование идеально-типической модели социального действия индивида. По его мнению, социолог должен соотнести имеющийся в его распоряжении материал с религиозными, мировоззренческими, эстетическими, моральными, ориентирами, исходя из того, что служило реальными ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Поэтому идеальный тип М.Вебер назвал «интересом эпохи».

Непредвиденные последствия Латентным фактором становления экономической эффективности государств с протестантской этикой явилось, по Веберу трудовой этики: что только через постоянный, аккуратный и честный труд, неутомимую деятельность во имя приумножения славы Божьей на земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Мотивированные действия множества индивидов привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране [69, c. 160-171].

Социологическая система Вильфредо Парето (1848 – 1923), по его за­мыслу, должна положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе. Принципы построения теории социологии: достоверность, надежность и обоснованность. Метод всеобщих принципов устройства, функционирования и изменения общества он назвал логико-экспериментальным. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому подлежат устранению. Принцип причинности он предлагал заменить отношениями взаимности или взаимодействия, а причинную связь заменить функциональной. Поскольку каждое социальное явление функция многих переменных, постольку социальная теория должна принимать во внимание все факторы, действующие в обществе, и устанавливать между ними отношения постоянных зависимостей.

Лестер Уорд (1841 – 1913) представитель психологического эволюцио­низма, первый президент Американской социологической ассоциации. В ос­новном труде «Динамическая социология» (1883), в «Психических факторах цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1986) Уорд рассматривал отличие социальной жизни от природных процессов в целеполагающем её характере, осознанном стремлении к прогрессу. Уорд выделяет два принципа целеполага­ния. Первой социальной движущей силой являются желания, выражающие природные импульсы, прежде всего удовлетворение чувства голода, жажды, стремление к продолжению рода, на базе которых формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, стремление к реализации которых и обусловливает целенаправленное поступательное развитие, реализуемое в творческой деятельности человека.

Албион Смолл (1854 – 1926)один из основателей американской социо­логии,взгляды которого формировались под влиянием социального дарвинизма и психологизма Л. Уорда. Основной единицей социологического анализа Смол считал категорию интереса, рассматривая социальную жизнь как результат взаимодействия шести классов интересов, ориентированных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Социология должна иметь практический выход на «социальные технологии», призванные совершенствовать социальные институты [127, c. 31-39].

Франклин Гиддингс (1855 – 1931) американский социолог, профессор Колумбийского университета, президент Американского социологического общества (1908). В ранний период научной деятельности примыкал к психологическому эволюционизму. Гиддингс стремился сочетать органицизм Спенсера с психологической интерпретацией общественной жизнью. Общество, по мнению Гиддингса, есть физико-психический организм, это особого рода организация, «представляющая отчасти продукт бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана» («Основания социологии», 1898). Поэтому социологический анализ общественных процессов должен сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно-психологических факторов.

В трактовке психологических оснований общественной жизни сказалось влияние г. Тарда. Термины «сознание рода», «социальный разум» Гиддингс использует для обозначения коллективного сознания, обеспечивающего взаимопонимание и коммуникацию людей. В анализе общественных явлений, в концепции социальной структуры, он выделяет три класса социальных явлений («жизненные», «классы личностей» и «социальные классы»). А развитие общества от «зоогенетической ассоциации» до современной «демогенетической ассоциации» (131, c. 76-77). По степени развития «сознания рода» Гиддингс различает в обществе четыре класса социального сознания: «социальный» – люди, защищающие существующий социальный строй; «несоциальный» – те, кто равнодушен к делам общества; «псевдосоциальный» – те, кто стремятся жить за счет общества; «антисоциальный» – те, кто ненавидит общество. Особое значение он придавал применению в социологии статистических методов.

Социальная эволюция, по Уильяму Самнеру (1840 – 1910), имеет неук­лонный характер, а естественный отбор и борьба за существование – универсальны. Соцальное неравенство – это естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации.

Самнера интересовало скорее то, что люди делают, а не то, как они относятся друг к другу. Общество есть творческий процесс, в котором контрольнад окружающей средой достигается изучением и изменением общих ценностей. Индивид отождествляется с группой благодаря своему участию в деятельности группы и принятию её норм. Наибольшую известность приобрели понятия Самнера «мы-группа» и «они-группа». Отношения «мы-группа» характеризуются солидарностью, отношения с «они-группой» – враждебностью. Последняя связана с этноцентризмом – взглядом, согласно которому собственная группа представляется человеку центром, а все остальные оцениваются по отношению к ней. Конформизм в обществе обеспечивают обычаи, нравы и законы. Обычаи порождаются интересами и мотивами. Среди мотивов главные – голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх.

Эдвард Росс (1866 – 1951) интересовался природой социального порядка и солидарностью. Солидарность рассматривалась им в контексте социального контроля, процесса, посредством которого индивиды и группы составляют единую организацию. Согласно Россу, ключ к контролю следует искать в явлении повиновения. В процессе развития общества возникают два контекста повиновения: лично-неофициальный и безлично-официальный. В первом порядок достигается путем согласия, основанного на единокровии и общих ценностях, на втором – путем контроля. Механизмы последнего распадаются на два типа – внутренний, основанный на развитых чувствах, и внешний, использующий силу и авторитет. Первый является этическим контролем, он формирует цели, второй является контролем политическим, занят поиском средств для их достижения (образование, законодательство и т. д.) [127, c. 23-48].