Понятие сегмента рынка

 

Особую роль для детального анализа рынка имеет его сегментация, заключающаяся в том, что для определения своих преимуществ по сравнению с возможностями конкурентов банк ищет и находит наиболее подходящий ему сегмент рынка, выявляет конкретные группы потребителей, служащих предметом повышенного интереса банка, в отношении которых будут проводиться интенсивные исследования и работа по продвижению услуг.

Сегмент - это группа клиентов, предъявляющая спрос на однотипные услуги и готовые их оплатить.

Группа клиентов, подходящая для данной услуги, образует целевой рынок.Задача маркетинговых служб - правильно оценить целевые рынки для услуг, оказываемых банком.

Виды сегментации:

- сегментация по клиентскому принципу: юридические и физические лица, ведущие операции с капиталом; крупные юридические лица (корпорации); институциональный рынок банков-корреспондентов; правительственный рынок;

- сегментация юридических лиц: мелкие клиенты (индивидуальное консультирование, возможность приобретения стартовых ссуд, ссуд на приобретение недвижимости, расчетно-кассовое обслуживание); средние клиенты (приобретение ссуд для пополнения основного капитала и другие услуги по доверительному управлению); крупные клиенты (предоставление кредитов на научные исследования, оказание агентских, трастовых услуг);

- географическая сегментация. В качестве объектов сегментации выступают территориальные образования, экономические районы, административные единицы страны, города и микрорайоны городов. Банк, естественно, обычно концентрирует свое внимание, в первую очередь, на ближайшие рынки;

- сегментация по продуктовому принципу. Банк предлагает определенный вид банковских услуг, т.е. продуктовый ряд, и этим видом банковских услуг пользуются определенные группы клиентов;

- демографическая сегментация. Основывается на социально - профессиональном делении населения, по возрасту, по доходам и т.д. Банк выявляет интересующие его группы населения и работает с ними для максимального привлечения вкладов, оптимального размещения кредитов.

Разновидности демографической сегментации.

- возрастная. Предполагает деление людей по возрасту, возникновением различных потребностей в определенном возрасте.

Существуют следующие сегменты по возрастному принципу:

- молодежь - от 15 до 25 лет (например, этому сегменту предлагают следующие виды банковских услуг, такие как студенческие вклады, виды сберегательных вкладов);

- молодые семьи - от 26 до 35 лет (например, этому сегменту предлагают следующие виды банковских услуг, такие как совместные вклады, счета по обслуживанию с использованием пластиковых карт, с предоставлением кредитов на жилье, а также целевых: вкладов на детей);

- люди свыше 35 лет (например, этому сегменту предлагают следующие виды банковских услуг, такие как предоставление кредитов на улучшение жилищных условий, доверительных, консультационных и прочих услуг);

- поведенческий принцип Основан на изучении стиля, образа жизни клиента. Проводится на основе изучения досье, имеющегося в банке на каждого клиента. При этом определяется состояние счета и характер операций, осуществляемых банком;

- по типам личности: консерваторы и демократы; экстраверты и интроверты; легко убеждаемые и трудно убеждаемые;

- типы личности в зависимости от ожидания риска: авантюристы, реалисты, пессимисты, оптимисты;

- по опыту использования банковской услуги: клиент с полной приверженностью к банку, клиент, который предпочитает несколько банков в зависимости от качества или цены услуги, клиенты с отсутствием приверженности;

- геодемографическая сегментация. Основана на том, что группы потребителей обладают схожими вкусами, придерживаются одного стиля жизни и характеризуются определенными профессиями, национальными особенностями (например, мусульмане, христиане);

- характер банковских услуг (кредитные, инвестиционные, операционные и прочие);

- психокультурная сегментация. Этот вид учитывает отношение физических лиц к услуге, предполагаемой банком. Характер отношений зависит как от социального положения, так и от специфических особенностей человека. При такой сегментации на основе стабильных признаков происходит объединение населения в различные социальные группы.