Основные элементы маркетинга
Элементами системы банковского маркетинга являются:
- исследование рынка;
- разработка и реализация на этой основе рыночной стратегии. [22]
Наблюдение за рынком представляет собой систематическое отслеживание рыночной ситуации в целях выявления конъюнктурных изменений, рыночных тенденций и т.д. Прогнозирование рынка позволяет выявить, каково направление развития, как будет изменяться ситуация на рынке [15].
На стадии реализации стратегия приобретает форму конкретных мер банковской политики. Так, товарная политика заключается в определении и изменении ассортимента, качества и объема предлагаемых услуг. Ценоваяполитика коммерческого банка предполагает установление цен на различные банковские услуги и их изменение в соответствии с изменением рыночной ситуации. Сбытовая политика банка направлена на доведение товара до потенциального покупателя. Коммуникационная политика - это система средств взаимодействия банка с потенциальными потребителями, направленная на то, чтобы побудить приобретать банковские услуги.[23]
Ориентация банковских институтов на потребности клиентов (маркетинговая философия) оформилась только в 1990 г. До конца 50-х годов банковские рынки сбыта были по существу рынками продавца, чему в немалой степени способствовало государственное регулирование банковской конкуренции. Отмечавшийся рост благосостояния широких масс населения в 60-70-е годы и резкое обострение конкуренции привели к преобразованию в развитых странах Запада рынка продавца в рынок покупателя, в результате чего банкам пришлось перестроить свое мышление на позиции маркетинговой философии, осознать, что они не просто предлагают услуги, а занимаются удовлетворением потребностей клиентов.
Преобразование банковских рынков сбыта в рынки покупателя и ориентация на потребности клиентов, в свою очередь, привели к необходимости изменения идеологии и организации банковского управления, возникло маркетинговое управление.
Таким образом, внедрение маркетинга в банковскую деятельность не ограничивается только лишь активизацией рыночной политики (увеличением объемов рекламы и т.д.), а предполагает изменение образа мышления банкиров и серьезные изменения банковской структуры.[24]
Этапы исследования маркетинга:
- анализ прошлых, настоящих и будущих рыночных систем;
- организация и управление маркетингом;
- планирование комплекса маркетинга;
- ценообразование в комплексе маркетинга;
- продвижение банковской услуги;
- маркетинговый контроль за маркетинговой программой [18].
С позиции системного моделирования, система маркетинга характеризуется:
а) описанием структуры объекта моделирования (например, продуктового ряда);
б) динамикой протекающих в нем процессов, т.е. тенденцией изменения доходности и рискованности операций;
в) наличием прямых и обратных связей с окружающей средой (например, оценивается экономическая ситуация, конкуренты, а также факторы, влияющие на прибыль и на риски).
Под управлением маркетинговой системой будем понимать процесс выработки и обеспечения выполнения программы, ее проведения, направленной на достижение поставленной цели при изменении внешних условий.
Основные элементы маркетинга: выбор целевого рынка, цели маркетинга;
организация маркетинга; структура маркетинга; контроль в маркетинге.
Выбор целевого рынка включает в себя решение, связанное с размерами и особенностями рынка. Выбирая широкий круг потребителей, банк практикует массовый маркетинг, разрабатывая определенный план, рассчитанный на эти группы потребителей в зависимости от возраста, уровня благосостояния.
Цели банковского маркетинга:
- деятельность, направленная на улучшение имиджа;
- увеличение сбыта за счет снижения цены обслуживания;
- улучшение качества, новизны и доступности услуги, установление отличительных преимуществ (например, создание фирменного знака банка);
- отличие в рекламе, внедрение рекламы с личным участием банковского
персонала, внедрение новых видов услуг;
- цель выживания.
Организация маркетинга - это структурное построение для управления функциями, устанавливает подчиненность и ответственность за выполнение тех
или иных задач. В зависимости от организационной структуры в банке могут создаваться маркетинговый отдел, отдел по работе с клиентами, отдел розничных продаж, рекламный отдел и др.
Структура маркетинга включает следующие элементы :
- услуга, что внедрять, определяется степень инновации услуги, сроки внедрения услуги;
- место услуги на рынке и сбыт, оценивается услуга у конкурентов (цена, реклама);
- решение по продвижению - это решение сочетает в себе инструменты такие как реклама, выбор средств массовой информации, распространение рекламного объявления в течение года и т.д.;
- цена (определение общего уровня цен на услугу, диапазон цен,
взаимосвязь цены и качества обслуживания).
Контроль в маркетинге. Выбирается объект контроля, происходит анализ результатов деятельности.