Инвестиционная привлекательность автомобильного транспорта

Основными направлениями инвестиций на АТ яв:

• приобретение автотранспортных средств;

• модернизация парка подвижного состава с учетом требований рынка;

• техническое перевооружение и реконструкция материально-технической базы АТО, в том числе механизация и автоматизация технологических процессов технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

• приобретение устройств, приспособлений и осуществление мероприятий по охране окружающей среды;

• информатизация процессов управления и технологии перевозок;

• оснащение автомобильного парка средствами навигации и телематики.

Привлекательность АТ для инвестиций в инновации очень высока из-за высокой эффективности и скорости окупаемости даже низких капитальных вложений. В автомобильной отрасли естественным образом сформированы предпосылки для быстрой реализации инноваций: срок службы основных фондов, обеспечивающих наибольший доход: автомобилей – в среднем составляет 5–12 лет, в отраслях промышленности – в среднем 15–35 лет; средняя норма прибыли 5–18 %, в то время как в промышленности около 20 %; средний период окупаемости автомобилей при интенсивной эксплуатации и современных технологиях перевозки составляет 2–5 лет, в то время как промышленного оборудования – более 25 лет. Есть и другие факторы инвестиционной привлекательности отрасли: высокая конкурентоспособность, мобильность в изменении сфер и направлений деятельности, организационная гибкость, низкий уровень постоянных затрат в общих затратах на производство услуг и др. Точная оценка инвестиционной привлекательности отрасли или производства имеет значение как для предприятий транспорта, так и для инвестора.

В этом случае следует учитывать специфические факторы отрасли:

•отраслевые особенности структуры инвестиций, которая характеризуется значительной долей вложения капитала в основные средства, что определяет высокий производственный риск;

•большую потребность в инвестициях в сочетании с ограниченностью собственных источников обновления основных фондов;

•необходимость привлечения значительного по размерам заемного капитала, что определяет высокий финансовый риск;

•организационное различие процессов инвестирования в капитальное строительство и в подвижной состав.

Длительные сроки эксплуатации большинства объектов транспортной отрасли подтверждают необходимость их реконструкции, а для транспортных предприятий существенным является формирование новой материально-технической базы и внедрение современных технологий, что непосредственно связано с процессами инвестирования.