ВВЕДЕНИЕ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермская государственная фармацевтическая академия»

Парамонова С.П.

С О Ц И О Л О Г И Я

Учебное пособие для студентов очного факультета

Пермь ∙ 2010


УДК

ББК

П 10

 

Парамонова С.П.

П 10 Социология. Учебное пособие /С.П. Парамонова – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь.: изд-во Фармацевтической академии, 2010. – 254 с.

 

 

Рецензенты:

Антипьев А.Г. – доктор социологических наук, профессор;

Коротков Н.З.– доктор философских наук, профессор.

 

 

ISBN -

Учебное пособие содержит:

− Раздел «история социологии», опирающийся на монографии, учебники и словари, с целью широкой ориентации студентов в классических и современных социологических парадигмах мировой науки, их осмысления учеными ведущих вузов страны и Российской АН.

− Раздел методологии, методики и техники исследования и составляет краткое изложение методов качественного и количественного анализа, что позволяет студентам вести пилотажные, а в последствие основные исследования.

− Раздел темы теории «среднего уровня»,

− В конце изложения каждой темы – основные понятия и проверочные вопросы.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса социологии для высших учебных заведений.

 

Печатается по постановлению Совета по гуманитарному образованию ПГФА

 

УДК

ББК

ISBN –

@ Парамонова С.П.

@ Изд-во Пермской

Фармацевтиской академии, 2010

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………………………………………………………....3

ТЕМА 1. 4

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 5

ТЕМА 2.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.. 12

ТЕМА 3.

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….….82

ТЕМА 4………………………………………………………………………………………………………………

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.. 97

ТЕМА 5.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 105

ТЕМА 6.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.. 115

Тема 7.

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ, ЭТНОСЫ И НАЦИИ………………………. 124

Тема 8.

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА.. 132

Тема 9.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.. 155

ТЕМА 10.

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 161

ТЕМА 11.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 178

ТЕМА 12.

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ.. 189

ТЕМА 13.

МИРОВОЙ ПРОЦЕСС. РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 208

ТЕМА 14……………………………………………………………………………………………………………..

СОЦИУМ И ЯЗЫК……………………………………………………………………………………………...…219

ТЕМА 15…………………………………………………………………………………………………………….

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА………………………………………………………………………………………..…225

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….228

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….…………………………………………...…230

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для ориентации студентов в широком поле современной социологической науки. Безусловно, все направления социологии невозможно дать в одной разработке. Одни приведенные нами авторы, отражают современные мировые и российские реалии. Другие, создатели учебников, излагают социологию, как диалог парадигм и целых направлений в раскрытии концепций классической и современной социологии. Третьи, кратко охарактеризовав классические и современные новейшие течения в социологии, широко разворачивают методы социологического исследования и институциональную природу общества. Наша задача − отразить социальный реальный мир, как со стороны теории, так и со стороны практики и, по возможности, показать методы и результаты исследования.

Значительное место в Учебно-методическом пособии занимает раздел «история социологии». Здесь ведется изложение основных теорий западноевропейской, отечественной и американской социологической мысли, показывается возможность их применения в качестве методологического инструментария изучения социума в конкретных пространственно-временных координатах. Сравнительный анализ социологических парадигм дает сопоставление социальной ситуации различных регионов мира, в т.ч. – России. История социологии учит диагностировать аномальные отклонения в развитии общественных институтов и социальных взаимодействий.

В данном разделе Учебного пособия идет обращение к академическим изданиям, в частности, «Социология. Основы общей теории» Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. Дано развернутое изложение разделов монографии в форме учебника С.А. Кравченко МГИМО(У): «Социология: парадигмы через призму социологического воображения». Привлечены материалы Большого толкового социологического словаря (Collins) в 2 т. Д. Джери и Дж. Джери, а также Справочного пособия по истории немарсксистской западной социологии под ред. Ю.Н. Давыдова и Г.В. Осипова, «Социологические теории деятельности и практической рациональности» И.Ф. Девятко и других.

Мерность текстов не одинакова, есть разделы, содержащие внутри себя несколько подразделов, однако это обусловлено содержанием самого курса.

Меняет свой предмет современная социология труда. Если в условиях доперестроечного общества речь шла о терминальных и инструментальных ценностях личности при выборе труда, о содержании и характере труда, то сейчас – о безработице, о новом международном разделении труда. Целесообразным явилось рассмотрение самосохраняющей и саморазвивающей функции труда.

Студентам предлагается обратиться к использованию к наиболее содержательным Интернет-ресурсам, а также содержательным монографиям отечественных авторов, переводов европейских и американских социологов. Там, где есть достаточно распространенные разработки тем: семья, гендер, этносы и нации, мировая система, место России в мир-системе, изложение носит достаточно краткий характер со ссылкой на литературу.

ТЕМА 1