Эстетика и дизайн ландшафта.
Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных шафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. В географической науке эстетика ландшафта делает первые шаги, хотя еще в начале XX в. В.П. Семенов-Тян-Шанский и А. Геттнер обратили внимание на эстетическую ценность ландшафта, духовную значимость пейзажной среды. В.П. Семенов-Тян-Шанский писал о необходимости географического изучения пейзажей, в том числе ландшафтных (пейзажных) тонов, запахов и звуков, считая, что "у географии изо всех наук наиболее тесное соприкосновение с искусством" [18, с. 261]. Методология ландшафтной эстетики пока относительно бедна. Помимо собственных разработок она, очевидно, должна опираться на философские основы эстетики и эстетику искусства с их богатейшим теоретическим арсеналом
Большинство мыслителей прошлого и наших дней сходятся во мнении, что красота есть функции гармонического устройства мира. Красота — воспринимаемый нами порядок, присущий объективной реальности. Такой была эстетическая позиция Платона, пифагорейцев, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и многих других сторонников, как материалистических взглядов, так и объективного идеализма.
Системно организованный ландшафт упорядочен в пространстве и времени. Этим он и прекрасен. Со времен В.В. Докучаева и Л.С. Берга гармония ландшафта понимается прежде всего как закономерная генетическая и функциональная сопряженность слагающих его природных компонентов. Компонентная упорядоченность выражается в строгой стратиграфической последовательности пронизатающих друг друга геогоризонтов. Ими формируется вертикальная структура геосистемы. В каждом природном регионе обнаруживаются типовые сопряжения, своего рода стандартные наборы вертикальных структур. Их анализ и типология дают основания для систематики ландшафтов. Познание связей и взаимообусловленности природных компонентов доставляет исследователю истинное эмоциональное наслаждение.
Изоморфные блоки образуют горизонтальную структуру ландшафтов. Изоморфизм в устройстве мира был подмечен еще в античной древности. Гераклит, Пифагор, Аристотель и другие полагали, что в организацию природы заложены определенные шаблоны, согласно которым она состоит из сравнительно простых, закономерно сочлененных конструкции. Таково же по смыслу современное понимание морфологической структуры ландшафта, состоящей, как известно, из взаимосвязанных генетически и функционально морфологических единиц (фаций, подурочиш, урочищ, местностей). Их чередование и взаимное расположение в пространстве подчиняются законам ритма, симметри, фракталь-ности, нуклеарности и др. Иными словами, морфологическая структура ландшафтов зиждется на законах гармонии.
Залогом тому сама природа человека, рожденного эволюционирующим миром и подчиняющегося всем его законам, в том числе законам гармонии и красоты. Эстетические идеалы человечества веками и тысячелетиями формировались гармонией среды. Поэтому прекрасное для одного предположительно должно быть прекрасно и для другого. ] В свое время И. Кант высказывал догадку о сверх-субъективной_всеобщности ощущения прекрасного. Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. Видимо, не случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А. С. Пушкина и А.А. Ахматовой. В эстетическом воспитании роль ландшафтной среды важнее искусства. В этом мнении сходятся философы (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев), педагоги (К.Д. Ушинский), художники (Н.К. Рерих). В дневниках П. И. Чайковского находим запись: "Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства".
Однако обратимся к научным разработкам. Интересные мысли по данному поводу высказал Феликс Патури: "Вольно или невольно человек берет за образец окружающий его мир, когда он стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его со всем тем, что его окружает... И если один и тот же архитектурный принцип, тысячекратно варьирующий в царстве флоры, вновь и вновь оказывается в поле зрения человека, то это не прохояпт бесследно" [12, с. 78|. В сказанном можно найти аналогию с принципом симметрии, обоснованным Пьером Кюри: симметрия порождающей среды накладывается на симметрию тела, образовавшегося в этой среде. Иными словами, системно организованная природная среда оказывает мощное информационное давление на человека, принуждая адекватно воспринимать ее гармоничные формы.
Информационный анализ, заинтересовавший психологов искусства А. Моля, Р. Арнхейма и др., давно применялся в эстетике ландшафта. Одну из наиболее развернутых программ такого анализа предложили литовские специалисты во главе с К.И. Эрингисом. Была разработана методика "детального структурного исследования элементарных единиц пейзажа".
Признаками эстетичности пейзажа названы: многоплановость, ярусномть, на-личие пейзажной доминанты,. кулисы, окаймляшие пеизаж,_красочность, сезонная и суточная ритмичность,. девственность, отсутствие антропогенных разрушений и др. Особо в эстетическом плане оцениваются рельеф, воды, растительность, антропогенные объекты. Каждый из показателей определяется неким числом условных баллов. Общая оценка эстетических достоинств пейзажа определяется путем их суммирования. Параллельно была разработана методика ландшафгно-эстетического картографирования, составлены первые карты эстетической оценки ландшафтов. Пока в них используется традиционная генетическая классификация ландшафтов. В дальнейшем для этих целей, видимо, следует создать специальную классификацию пейзажей, основанную на визуально воспринимаемых эстетических признаках.
Ландшафтный дизайн. Прикладной стороной эстетики ландшафта является дизайн ландшафта, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты.
По мнению архитекторов: «Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта».
В связи с этим ландшафтный дизайн следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых (незастроенных) пространств антропогенных ландшафтов.
Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Дизайн во многом формирует внешний облик – пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения.
Главным объектом ландшафтного дизайна, как правило, является экологический каркас хозяйственно освоенной территории -–разного рода зеленые насаждения, водоемы и др. Особенно велика роль ландшафтного дизайна в художественном конструировании открытых городских, рекреационных и других средообразующих геосистем. Геосистемы иного функционального назначения, например сельскохозяйственные, промышленные, энергетические, транспортные, также нуждаются в нем. Однако далеко не всегда становятся его объектом.
Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармонического сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии – асимметрии, ритма, контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта. Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландщафтного пространства как в территориальном, так и временном аспектах.
Истоки современного ландшафтного дизайна следует искать в садово-парковом искусстве. Выработанные им на протяжении веков законы, правила, нормы и в наше время играют определяющую роль в художественном оформлении антропогенного ландшафта.