Вопрос 3. Понятие и основные принципы бюджетного федерализма. Значение федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, в том числе в области бюджета. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет, средства которого используются для обеспечения функций и задач, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.
Административно-территориальные образования, входящие в состав субъектов РФ, также имеют свои бюджеты.
Разграничение прав и полномочий между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления составляет понятие финансово-бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм реализуется в ходе бюджетного процесса при формировании доходов бюджета и расходовании бюджетных средств.
Принципы бюджетного федерализма:
1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций;
3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав органов власти всех уровней.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими своих обязанностей формируется федеральный бюджет. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода страны между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения. Из федерального бюджета финансируются общегосударственные органы власти и управления, расходы на обеспечение внешней и внутренней безопасности, развитие науки и др. Специфика федерального бюджета состоит в том, что финансируются полностью расходы на оборону, международную деятельность, большая часть расходов на фундаментальные научные исследования, правоохранительной деятельности. Доля федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) в консолидированном бюджете РФ составляет примерно 64 %.
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на органы власти субъектов РФ. В современных условиях регионы призваны решать задачи комплексного развития регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сферы. Доля бюджетов территорий в консолидированном бюджете РФ (без учета межбюджетных трансфертов) составляет 36 %. Доля региональных бюджетов в консолидированных бюджетах субъектов РФ составляет 76-80%.
Местные бюджеты предназначены для решения вопросов местного значения. Большая доля расходов местных бюджетов приходится на социальную сферу, на управление. Для обеспечения финансовыми ресурсами в местные бюджеты передаются средства федерального и регионального бюджета в различных формах.