ЭТНОС. НАРОД. НАЦИЯ
Люди, живущие на поверхности земной суши, объективно разделяются на группы, присваивающие (см. выше о собственности) те или иные ландшафты. Это и есть этносы89.
Этнос всегда предполагает отчизну, родину. Такая родная земля может играть большую или меньшую роль90, но собственная территория как место, где обеспечивается жизнь людей, необходима91. Присвоение ландшафта практически осуществляется как его благоустро-ение, прежде всего с помощью архитектуры (мы об этом говорили, размышляя о социальном хронотопе). Архитектура становится неотъемлемой частью ландшафта, а потому, по крайней мере для цивилизованных народов, играет исключительную роль в этногенезе92. Присвоение ландшафта — это его преобразование. Территория преобразуется национальным духом, национальной идеей. Вопрос в том, что считать первичным: национальную идею или особенности ландшафта, который порождает национальную идею93.
Присвоение ландшафта как внешней природы предполагает присвоение и внутренней природы —- определенного генотипа. Генотип — понятие XX в.; в XIX в. говорили о «крови». По существу, «кровь» — это мифологема, соответствующая понятию генотипа94.
Этносы, таким образом, суть социальные общности, которые идентифицируются с определенным ландшафтом и с определенным генотипом, выражающимся в характерных особенностях строения тела. Впрочем, ландшафт и генотип необходимы, но не достаточны для формирования этноса; важны также эндогамия, единство культуры ипр.95 В целом методология конституирования этноса выступает как генезис идеального (конструированного) типа96.
Возрастная и половая дифференциация сама по себе практически не ведет к вооруженным конфликтам в общественном масштабе. Но там, где речь идет о собственности и присвоении, такие конфликты становятся типичными. Мы видели, что классовая дифференциация предполагает в некоторых случаях вооруженные конфликты (восстания рабов, крестьянские войны, революции). Наиболее же характерны такие конфликты, как показывает история, в межэтнических отношениях. Здесь предполагается, как правило, возможным захватывать чужую территорию (внешнюю природу) и уничтожать другие этносы
физически, т. е. уничтожать внутреннюю природу (крайний случай — геноцид).
Этнические отношения весьма ценностно нагружены, а потому одного идеального типа здесь в процессе познания «не хватает». Социальные философы заимствуют метафорический строй из других типов идентификаций, которыми мы уже занимались. Так, весьма распространена возрастная метафора. Мыслится особый цикл развития этноса, который проходит стадии юности, зрелости и дряхлости. Выделяются «молодые народы» (например, славяне) и «старые народы» (например, западноевропейцы). «Молодые» этносы оцениваются чаще всего положительно, а «старые» — отрицательно. У молодых народов, которые пока достигли немногого, еще все впереди, а старые народы хотя и умудрены громадной культурой, но у них все уже свершилось97. М. Монтень говорит о ранней поре народа как самой лучшей и счаст-ливои его поре .
Применительно к этническим отношениям используется и половая метафора. Так, О. Бисмарк сравнивал тевтона с мужчиной, а славянские страны с женщиной. Н. А. Бердяев подхватил этот образ и написал об «исконно бабьем в русской душе»99.
Этносы, как и другие типы общностей, рассмотренные выше, конституируются в противопоставлении другим этносам. Их идентичность формируется в общении с другими этносами100. Так, русскими мы себя чувствуем за границей. Это противопоставление и соревнование может быть мягким, по преимуществу в сфере культуры, более жестким — экономическим, где осуществляется мирная конкурентная борьба за рынки, ресурсы, сферы влияния, государственно-дипломатическим и, наконец, военным.
Соответственно в той или иной цивилизации выделяются циви-лизационные центры и периферия, т. е. этносы, которые лидируют в рамках данной цивилизации, и этносы, которые составляют «второй и третий эшелон» ее. Иначе говоря, так же как существуют привилегированные возрасты и привилегированные тендеры, существуют и привилегированные этносы. Соответственно налицо и подчиненные этносы. Греческая Античность четко разделяла эллинов и варваров, аналогичная структура существовала по отношению к Древнему Риму, Древнему Китаю. В Новое время выделяются Западная Европа и колонии, в Новейшее — так называемые промышленно развитые страны и развивающиеся страны101. Гегель называл их применительно к доиндустриальной эпохе соответственно историческими и неисторическими народами.
Периферия так или иначе вынуждена противопоставлять себя центру. Она мыслит себя в терминах зависимости и отсталости, которые взаимосвязаны. На периферии всегда обнаруживаются две конкуриру-
ющие идеологические установки: либо преодолеть отсталость, т. е. «догнать и перегнать» центр и тем самым устранить зависимость (иногда это удается, иногда —нет), либо противопоставить цивилизационному центру собственный путь, альтернативный господствующим парадигмам цивилизации, но направленный в конечном счете опять же на достижение своего доминирования («перегнать, не догоняя»); иначе говоря, можно снять вопрос об отсталости демонстрацией независимости. Так, в России существовали, существуют и, по-видимому, долго еще будут существовать «западничество» и «славянофильство» в широком смысле слова.
Трагедия развития России/СССР в XX в. состоит в том, что с точки зрения мировой модернизации Россия приложила неимоверные усилия, чтобы вырваться из «отсталости» и утвердить себя как мировую державу. Но в итоге мы остались по отношению к Западу на том же
1 0*2
уровне, что и в начале прошлого столетия1 .
7.5.1. МАРГИНАЛЬНЫЕ ЭТНОСЫ
Как и в ситуации с другими социальными общностями, кроме периферийных этносов имеет смысл выделить маргинальные этносы. У них по тем или иным историческим причинам, к примеру, не оформилась национальная территория, нет своего государства и т. д. Так называемые национальные меньшинства в рамках многонациональных государств часто приобретают черты маргинальных этносов со всеми вытекающими отсюда особенностями маргиналов, например — повышенной символической активностью.
Особый интерес для новоевропейской цивилизации и для России представляет еврейский вопрос. Евреи в новоевропейской цивилизации являют собой типичный маргинальный этнос с целым рядом уже упомянутых черт, в частности все той же повышенной символической активностью103. В условиях смены политических режимов и экономических систем ассимиляционные процессы ускоряются. Стремясь ассимилироваться, национальные меньшинства жертвуют своей культурой104. Это вполне относится и к евреям. В эпоху перемен выходят «наверх» не только молодежь и женщины, но и маргинальные этносы. Отсюда, например, такой парадокс, что сразу после Октября в России большое число членов правительства имели еврейское происхождение. Этот любимый довод националистов (мол, «евреи захватили Россию») объясняется, однако, не каким-то особо изощренным коварством евреев, а вышеприведенными вполне объяснимыми обстоятельствами.
Напряжение, рождаемое евреями как маргинальным этносом, выливается в антисемитизм, с одной стороны, и сионизм, с другой105. На
протяжении истории это явление приобретало самые различные формы рационализации. В Средние века антисемитизм представал как религиозная проблема: здесь оформляется ненависть к еврею как иноверцу. К началу Нового времени эта ненависть перерастает в собственно антисемитизм, т. е. в совокупность отрицательных эмоций по отношению к этническому еврею. Вера отходит на второй план. Если еврей меняет веру, он все равно не принимается сообществом: «Жид крещеный — что вор прощеный». Однако базовые структуры ксенофобии были заложены все-таки в Средневековье. Если сегодня евреев презирают, боятся и ненавидят, то это происходит потому, что в отношении к ним большинство людей унаследовало предрассудки и суеверия, свойственные Средневековью106.
Группы, избранные обществом в качестве «козлов отпущения», не могут быть освобождены от обсуждения их ответственности за происходившее в этом обществе только потому, что они пали жертвой «несправедливости и жестокости мира»107. Поэтому мы далеки от морализирования по поводу «хороших» евреев и «плохих» представителей так называемых коренных национальностей. Евреи находятся под влиянием двух тенденций. С одной стороны, их маргинальное положение влечет за собой более активное межнациональное общение. Еврейские респонденты в большей мере склонны к внеэтническому сотрудничеству (90%), чем русские (67,5%). Среднее число выбора дружеских межэтнических контактов у евреев —4,43, у русских —3,96108. С другой стороны, это же маргинальное положение порождает «изоляционистские помыслы, недоверчивое и напряженное отношение к внешнему этномиру»109. Изоляционистские тенденции базируются на том, что почти 3/4 опрошенных подвергались этническим нападкам в конфликтной ситуации, 34% встречались с фактами ущемления прав человека. Правда, выясняется, что страх перед антисемитизмом может перерастать в устойчивую фобию. Это обнаруживается, например, в том, что только четверть русских отрицательно отзывается о евреях, но евреи полагают, что к ним «плохо относится» треть русских110.
Еврейская проблема особенно интересна для нас потому, что парадоксальным образом она оказывается моделью самопознания и идентификации современных русских. Национальное самосознание русских сегодня глубоко травмировано распадом СССР. Появились новые амбиции, фобии, комплексы (обиженной нации, бывшего «старшего брата», утраченного величия). Российский самоанализ идет по пути от идентификации себя с периферийным этносом до самоидентификации как по существу маргинального этноса, причем в рамках российского государства111. Отсюда известные русские метания от полного национального самоуничижения, с одной стороны, до неистовой веры в свое
сотериологическое значение для всего человечества, с другой. Эти метания знакомы нам и по самосознанию еврейского народа.
7.5.2. ЭТНОС И ГОСУДАРСТВО
Конституирование этноса в принципе такое же, как и конституиро-вание других социальных общностей. Оно прежде всего предполагает социальный институт объединения. Таким объединением выступает государство, которое, при всех возможных исключениях, все же в своей основе имеет этническое членение, поскольку так или иначе связано с территориальной определенностью.
Государство конституируется вокруг лидера, функции которого в процессе перехода от варварства к цивилизации и формированию народности меняются. На смену личной власти вождя племени приходит публичная власть государства, безличная власть закона, олицетворяемая монархом112. Государство немыслимо вне идеологии, которая в новоевропейской цивилизации предстает в форме национальных идей (термин «нация» мы специально введем несколько позже). Национальная идея представляет собой интеллектуальный, идеологический ответ нации на вызов. Поэтому особенно определенно национальная идея выражается во время войны113.
Место национальной идеи в различных новоевропейских обществах различно. В эпоху Французской революции нация противостоит абсолютной монархии, которая в некотором роде есть отдаленное воспоминание о Римской империи. В эпоху реакции на Французскую революцию идея нации сакрализуется: «Нацию воспитывает Бог. Он поручает
нации историческую миссию, и та выполняет ее или не выполняет» . Романтическая концепция национальной идеи в противоположность этатистской просветительской концепции, оформившейся в условиях Французской революции, подчеркивает иррациональное, мистическое начало в народном духе, коренящемся в «крови и почве»115.
7.5.3. РАЗВИТИЕ ЭТНОСОВ
Подобно тому как в рамках мировой цивилизации развиваются другие социальные общности, развиваются и этносы. Дискурс об этносе, который сложился в основном в рамках позитивизма в последней трети XIX в., усматривает в развитии этноса три стадии: 1) род, племя; 2) народность; 3) нация.
В архаическом обществе синкретический социум — род — соединяет в себе и функции производства материальных и духовных благ, и функции воспроизводства человека, и функции присвоения внутренней и внешней природы. Племя — несколько родов, объединяющихся
для совместного владения внешней и внутренней природой. В просветительских схемах развития цивилизации племя характеризует эпоху «варварства», т.е. достаточно длительный процесс становления цивилизованного общества. Европейцы в XV-XVIII вв. застали в Северной Америке как раз этот период становления этноса.
Народность, народ представляет собой этнос в цивилизованном обществе традиционного типа. Здесь на первое место выходят не кровнородственные, а территориальные отношения, т. е. присвоение внешней природы становится в известном смысле важнее присвоения внутренней природы. Если племя и род организуются на тотемической (шире —- мифологической) основе, то народ организуется уже на религиозной основе, конституирующей его государственное объединение. Религия предстает для народа как концентрированное выражение культуры. Народ консолидируется на религиозной почве культурой, которая может иметь весьма различные (не определяемые внешней или внутренней природой) особенности116.
Нация в узком значении117 представляет собой этнос в формах новоевропейской цивилизации. Нация в этом смысле европоцентрична по сути, она базируется на новоевропейских буржуазных отношениях.
Особую роль в формировании новоевропейской нации играет уже не религиозная, а правовая основа. Скажем, французская нация (в некотором роде образец новоевропейской нации) сформировалась в результате реализации просвещенческого политического проекта: формирование сообщества основывалось не на кровном родстве, не на общности происхождения, не на конфессиональном единстве, а на идее гражданственности. Государство приобретает в этом случае форму республики. Это, по идее, инструмент народа, средство создания нации и ее консолидации перед внутренними и внешними опасностями. Э. Ренан говорил, что нация —это ежедневный плебисцит, добровольное политическое объединение, результат бесконечно возобновляемого общественного договора. Нация возникает здесь как сообщество свободных и равных граждан. Чтобы войти в нацию, нужно быть действующим лицом в драме освободительного процесса, который в перспективе приводит к всеобщему согласию, преодолению особенностей и различий как источников конфликтов, признанию своего рода международного братства118. Французская революция освобождает людей от традиционных корней и обязательств, воссоздавая их как абстрактных носителей прав: нет больше Бретани и Оверни, еврея, араба или поляка, нет классовых, этнических, языковых различий. Есть французский гражданин с равными правами, ответственностью и достоинством. Как гражданское устройство, во благо которого действует подлинный гражданин-патриот, республика призвана защитить себя от шовинистического национализма, базирующегося на призраке об-
щего происхождения и войн, навязанных извне. Республика создает идеал «вечного мира» между народами.
Нация, понимаемая таким образом, не определяется прошлым культурой или традицией. Сила нации — не в ценности ее языка и не в расовой чистоте, а в эффективности политических учреждений; сила нации — в особенностях иммигрантов, которые привносят свои краски в национальный букет. Ассимиляция должна происходить без потери индивидуальности. Гражданство не мешает осуществлению свободы
«119
совести, сохранению этнических традиции .
Нация создается как общность, которой в принципе безразличны культурное происхождение и принадлежность120. Поэтому в формировании нации играет особую роль школа. Она не состоит на службе ни у семьи, ни у работодателей. Ее единственная функция —формировать дух на самом высоком уровне свободы, не склоняясь ни к классовым интересам, ни к конфессиональным верованиям. В школе каждый учится быть, например, французом, познавая классических мастеров культуры, великих писателей. Акцент в школьном образовании в связи с этим должен быть сделан на абстрактном теоретическом знании и на компетенции, а не на этническом своеобразии и не на личном опыте, подразумевающем неоднородность, разнообразие и т. д. В формировании национальной идеи важную роль начинает играть историография, выстраивающая национальный миф в научной форме. Поэтому национальная история оказывается важнейшим предметом школьного образования121.
Строго говоря, о нациях можно рассуждать только в современной Западной Европе (французы, немцы, англичане, датчане, шведы и т. п.), и то с многочисленными оговорками. Особую статью составляют, конечно, североамериканцы, нации Латинской Америки, австралийцы, новозеландцы и т. д. В какой мере нациями в строгом смысле слова выступают этнические общности, еще не вошедшие в полной мере в новоевропейскую цивилизацию, например индийцы, китайцы, русские и т.д., остается большим вопросом. Весьма условно можно говорить также о нациях в современной Африке122.