Этюды: заключительные упражнения.
V период. Период охватывает апрель и май. Всего 16 уроков, 32 часа.
Темы: Вводные упражнения. Координация движений, речи и пения. Стилевые навыки и этикетные действия. Приемы сценической борьбы. Этюды. Импровизации. Заключительные упражнения.
Усиление тренинга достигается путем постепенного сокращения тем, поэтому на каждую оставшуюся тему отводится более длительное время; двукратное занятие в неделю дает возможность не затрачивать время на вспоминание техники упражнений, освоенной в предыдущем уроке. На этом экономится не менее трети учебного времени. Техника большинства упражнений к четвертому периоду настолько хорошо освоена, что ею легко и удобно можно пользоваться для активного тренинга.
Типовой конспект первого урока
февраль (Конспект дается в текстовой записи)
Построение в одну шеренгу, ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба на носках и с высоко поднимаемыми коленями, поскоки, переход на бег длительностью в 30—40 секунд, постепенное его замедление, переход на ходьбу, медленная ходьба с глубоким дыханием, остановка и чтение текста: дважды один два; дважды два четыре и т. д.
Построение на гимнастику. Упражнения стоя: руки на пояс, стойка «смирно»; приседание на носках; приседание на носках с сомкнутыми стопами и коленями ног; приседание не отделяя стопы от пола, — руки вперед. (Все упражнения в приседаниях и последующие выполняются по четыре раза).
Положение «смирно», руки за голову: сгибание туловища вперед с прямой спиной; выгибание туловища назад с разведением рук в стороны; руки вверх и сгибание туловища вперед — пальцами рук доставать до пола; руки вверх — повороты туловища вправо с разведением рук в стороны, смотреть на правую ладонь, затем прямо — руки вверх; далее выполнить то же, но влево; быстрое сгибание туловища вперед (упражнение «пружина»), т.е. три толчка пальцами рук в пол и полное выпрямление туловища, руки вверх. «Пружину» можно выполнить восемь раз. Вначале несколько убыстрить темп, затем постепенно замедлять его. Отдых одна минута.
Положение стоя на коленях, руки на пояс. Сгибая колени, медленно отклонять туловище назад, спина и шея прямые, затем выпрямиться; встать «скамейкой» — медленно поднять правую ногу назад-вверх, левую руку вперед-вверх, затем встать в положение «скамейка» и выполнить то же, но противоположными конечностями. Прогибать спину, держать равновесие.
Положение стоя на коленях, руки вниз. Сесть направо на пол, руки влево, встать на колени, руки вниз, затем выполнить то же, но в другую сторону. Отдых.
Ритмические упражнения.1 Построение в круге. Предложить музыканту играть размер 1/4, медленно в четвертях. Объяснить, что такое четверть в музыкальном понимании. Объяснить, что такое такт, дать понятие о тактах в размере */4, 8/4, % Предложить хлопать в ладоши четверти под музыкальное сопровождение, затем половины, затем целые ноты. Предложить выполнить то же, но шагами: ходьба в четвертях, затем в половинах, затем в целых нотах. Дать понятие о темпе. Предложить ускорять движение или замедлять его в соответствии с темпом музыкального звучания — ходить в четвертях и половинах. Рассказать, что почти все упражнения предмета исполняются под музыку, и поэтому умение слушать музыку и оценивать ее с точки зрения темпа и ритма — это начало правильного воспитания по предмету. Сказать, что надо научиться подчинять движения своего тела темпам и ритмам музыкального звучания. В заключение дать упражнение, где шаги и хлопки совпадают по длительностям, а затем шаги выполнять в четвертях, а хлопки в половинах и целых нотах.
Исправление осанки и походки. Построение стайкой. Ходьба в четвертях вперед, затем назад. Добиваться точного положения ног при ходьбе, верного положения туловища и головы. При удачном исполнении замедлить движение; предложить ходить в половинах, затем в целых нотах. При всех скоростях движения добиваться его непрерывности. Руки в начале упражнения держать на поясе, затем скрещенными на груди или за спиной и затем свободно опущенными вниз.
Координация движений. Выполнить цепь движений правой рукой: вперед, сжать кулак, открыть кулак, опустить руку вниз. Сделать это четыре раза, запомнить. Выполнить цепь левой рукой: поднять руку в сторону, кулак сжать; открыть кулак, сжать, опустить руку вниз. Выполнить цепь четыре раза, запомнить. Предложить выполнять эти движения руками одновременно. Добиваться точности и свободы. При успешном выполнении затруднить ходьбой вперед в четвертях, затем в половинах. Следить за правильностью осанки и походки.
Упражнения для рук. Выполнить четыре моторных упражнения для рук. «Волна» вперед, в стороны, вверх и вниз. «Рыба» вперед и наклонно вниз, постепенно увеличивая, а затем уменьшая размеры движений. «Змея» с силовой нагрузкой — самосопротивлением в момент исполнения движений. «Кошечка» с постепенным убыстрением темпа выполнения. Все упражнения выполняются по нескольку раз} добиваться хорошего качества исполнения в каждом упражнении.
1 Упражнения даются в том случае, если в учебном плане нет предмета «Ритмика».
Упражнения в равновесии. Поставить параллельно две гимнастические скамейки рейкой вверх на расстоянии 125—150 см одна от другой, группу построить парами перед концом скамеек. Держась за руки и подняв свободные руки в стороны, идти по рейкам, когда они кончатся — разойтись в разные стороны, идти к началу движения и, соединив руки, повторить упражнение. Расстояние между парами — один—полтора шага. Вначале темп ходьбы равен четвертям, затем половинам. Учащиеся должны помогать друг другу; движение пар должно быть точным, в ногу и непрерывным. В заключение дать ту же ходьбу, но связав пары в цепь, для чего следует свободные руки положить впереди стоящим на плечи. Если группа выполняет упражнение точно, предложить затруднение: во время ходьбы петь какую-нибудь известную песню размером в.
Упражнения в акробатике. Положить поперек зала 4—6 матов. Расстояние между матами 150 см. Построить шеренгами перед матами. Первые выполняют кувырок вперед, как умеют. Следить, чтобы не вставали на голову. Далее исполнение идет в сопровождении музыки. Надо выполнять кувырки в темпе музыки. Задания: 1) один кувырок вперед; 2) кувырок вперед, встать, повернуться лицом к мату и выполнить второй кувырок вперед; 3) выполнить тем же способом три кувырка вперед. Положить три мата дорожкой с расстоянием между ними 60—70 см. Выполнить последовательно и под музыку три кувырка вперед. Каждый следующий исполняет после того, как предыдущий отошел от мата. Положить маты под углом друг к другу. Выполнить то же упражнение. Снова изменить расположение матов и расстояние между ними и предложить выполнить то же упражнение.
Упражнение в беге и правильном дыхании. Рассказать до начала бега требования к правильному дыханию. Объяснить значение его глубины и ритмичности, важности полного выдоха. Дать бег длительностью в 30—40 секунд, следить за ним и напоминать о дыхании, перевести на ходьбу, замедлить ходьбу, остановить группу и закончить урок.
Из-типового конспекта ясно, что сложность урока — в его разнообразии. Помнить упражнения начинающему педагогу трудно, да и едва ли следует этим загружать память. Конспект, составленный самим преподавателем, уже создает ему ясную картину урока. Он должен быть положен так, чтобы во время урока его было удобно посмотреть — а это создает уверенность в проведении занятий. Пользоваться конспектом следует в тот момент, когда ученики выполняют упражнение, чтобы заранее напомнить себе о следующем этапе занятий. Упражнения вводной части и общеоздоровительные надо запоминать так, чтобы в конспект не смотреть, иначе работать по поточному методу не удастся.
Есть смысл составлять конспекты сразу на целый месяц. Чтобы правильно расставить упражнения по трудности, планируя четыре
урока сразу, писать их следует по горизонтали т.е. сначала написать вводные в четырех уроках, затем общеоздоровительные, затем ритмические и т. д. Практика показала, что подобная работа всегда экономичнее по времени, чем составление по вертикали, и планомернее, с точки зрения соблюдения последовательной трудности упражнений в каждой теме.
При составлении конспектов на месяц следует делать так, чтобы в уроках нашло отражение все то, что запланировано в рабочих месячных планах. Эту работу преподавателю приходится выполнить телько раз, поскольку конспекты будут обслуживать его в дальнейшем; если что-нибудь и изменится, то только в целях усовершенствования педагогического процесса.
При составлении конспектов следует писать все упражнения, которые войдут в урок, ничего не оставляя в надежде на память. Некоторые упражнения простого типа будут только в одном уроке, некоторые растягиваются на два—три урока, а есть упражнения, которые изучаются в течение пяти—семи уроков, а затем периодически выполняются в целях тренировки; подобные упражнения называются этапными.
Если принять в качестве первого урока — предложенный учебником, а заключительным будет зачетный за первый семестр, то все промежуточные должны отработать упражнения, составляющие программу первого полугодия. Первый урок второго полугодия (конспект № 1 является повторением зачетного урока первого полугодия, между этими уроками пройдет все лето. Повторяя этот урок, учащиеся вспоминают программу, отработанную за предыдущий семестр.
Последующие типовые конспекты даны в номерной записи. Типовые конспекты должны помочь преподавателям в планировании материала. Во второй части учебника каждое упражнение имеет свой порядковый номер, описание техники по этапам обучения » и соответствующие методические указания.
Правильное воздействие упражнений на учеников возможно при выполнении верной методики в изучении каждого упражнения, т.е. применения ее общих принципов и использования методических приемов.
Предлагая типовые конспекты уроков, автор ориентирует педагогов на примерное распределение учебного материала по периодам обучения. В зависимости от специфических особенностей учебной группы возможно и иное распределение часов на каждую тему. Составляя уроки по типовым конспектам, преподаватели должны обеспечить выполнение предыдущих упражнений в каждой теме. Иначе возникнут недопустимые скачки. Наиболее существенной ошибкой является отсутствие последовательности в обучении. Так, например, если в теме «Воспитание выразительной руки» преподаватель вместо того, чтобы тщательно подготовить руки упражнениями моторного типа, сразу включит в уроки упражнения
образного типа или, что еще хуже, — этюды, он в итоге не получит хорошей подготовленности рук у будущих актеров. Недопустимо в теме общеразвивающих упражнений вместо последовательного прохождения комплексов, создающих правильное усиление физической нагрузки, давать их в разбивку. Недопустимо предлагать учащимся увеличение количества повторений и убыстрение темпов при выполнении упражнений. Практика показала, что предлагаемые учебником дозировки являются наиболее правильными. Эти указания можно не соблюдать при работе с актерами в театрах, особенно если занятия носят характер краткосрочного семинара по подготовке к какому-нибудь спектаклю. В этом случае надо сразу давать необходимый для данного спектакля учебный материал. Однако и в этом частном случае наиболее целесообразным будет последовательное его прохождение. Так, например, при освоении стилевых действий надо обучать всем нужным навыкам без костюмов и принадлежностей к ним, для того чтобы не отвлекать внимание занимающихся дополнительными трудностями.. После освоения нужной техники надо выполнять ее в соответствующем костюме и с принадлежностями к нему. Недопустима давать фрагменты приемов борьбы без оружия, если не освоена техника нужных ударов, защит, бросков и падений. Гораздо продуктивнее вначале освоить технику этих элементов, а затем создать из них нужную композицию. Естественно, что такая композиция должна быть заранее продумана.
Типовой конспект урока Л * 18 (май — последний урок и сентябрь — первый урок)
1. Общеразбивающие упражнения: на гимнастической скамейке. Выполнить подряд все упражнения с № 45 по № 60 включительно.
2. Совершенствование осанки и походки: упражнения № 119 120 и 121.
3. Ритмические упражнения: упражнения № 107, 108 и 109.
4. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 135, 136, 137 и 138 (IV и V этапы).
5. Совершенствование выразительности рук: выполнить упражнения с № 189 по № 198 включительно.
6. Упражнения в равновесии: упражнения № 154, 155 и 156.
7. Падения: подготовительные упражнения № 221, 222, 223 и 224 — первое падение.
8. Групповые переноски: упражнения Ne 233 и 234.
9. Акробатические упражнения: № 178 и 179. 10. Заключительные упражнения: пробежка 40 секунд, остановиться и читать таблицу умножения на «три». Вначале читать громко, постепенно снижать силу звука, перейти на шепот и снова читать в нормальном звучании.
Типовой конспект урока Л° 22 (октябрь)
1. Вводные упражнения: № 13, 14, 15 и 24.
2. Дыхательные упражнения: пробежка 30—40 секунд, остановиться и читать таблицу умножения на «четыре».
3. Общеразвивающие упражнения: выполнить с № 70 по № 76 включительно.
4. Совершенствование осанки и походки: упражнение № 122 (I, II, III и IV этапы).
5. Упражнения на координацию: № 136 (I этап), № 138 (II вариант) и № 139 (пункты «А» и «Б»).
6. Совершенствование выразительности рук.: выполнить упражнения с № 189 по № 198 включительно и № 199 (I, II и III этапы).
7. Упражнения в равновесии: № 157.
8. Акробатические упражнения: № 180, 181 и 182.
9. Падения: упражнения № 224 и 225.
10. Переноски: упражнения № 235 и 236.
11. Прыжки: упражнения № 214 и 215.
12. Заключительные упражнения: пробежка 40—60 секунд, остановиться. Петь «В селе малом». Первый раз в среднем темпе и довольно громко, второй раз — медленно и в средней громкости. Тщательно выговаривать слова и верно интонировать.
Типовой конспект урока № 26 (ноябрь)
1. Вводные упражнения: № 16, 25 и 26.
2. Дыхательные упражнения: пробежка 40 секунд, остановиться, читать таблицу умножения на «пять».
3. Общеразвивающие упражнения: с № 62 по № 69 включительно.
4. Совершенствование осанки и походки: упражнение № 122 (V и VI этапы).
5. Упражнения на координацию: № 136 (II и III этапы) и № 139 (I, II и III этапы).
6. Совершенствование выразительности рук: упражнение№ 199 (IV и V этапы).
7. Упражнения в равновесии: № 158 и 159.
8. Падения: упражнения № 226 и 228 (I и И подготовительные).
9. Переноски: упражнение № 237.
10. Стилевые действия XVIII столетия: упражнения № 299, 300, 301.
11. Прыжки: упражнения № 216, 217 и 218.
12. Заключительные упражнения: пробежка одна минута, остановиться и петь «В селе малом». Садить за верным дыханием, интонацией и дикцией.
Типовой конспект урока № 30 (декабрь)
1. Вводные упражнения: № 11 и 27.
2. Дыхательные упражнения: пробежка 30—40 секунд, построение стайкой и, выполняя упражнение «В селе малом», петь песню.
3. Общеразвивающие упражнения: на стуле с № 82 по № 89 включительно.
4. Совершенствование осанки и походки: № 122 — заключительные этапы.
5. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (I, II и III этапы) и № 140 (VI и VII этапы и заключительный).
6. Совершенствование выразительности рук: упражнение № 201 (V, VI и VII).
7. Упражнения в равновесии: № 160.
8. Падения: № 232.
9. Переноски: № 239 (I, II и III элементы).
10. Стилевые действия: XVIII столетие — с№302по№ 308 вкл.
11. Приемы сценической борьбы: № 249, 250 и 251.
12. Прыжки: № 219 и 220.
13. Заключительное: пробежка 40 секунд, остановиться и петь стоя на месте «В селе малом». Следить за правильным ыханием, дикцией и интонацией.
Типовой конспект урока Л5 34 (февраль)
1. Вводные упражнения: № 12 и пробежка 20—30 секунд.
2. Общеразвивающие упражнения: парные упражнения на гимнастической стенке № 90—95.
3. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (I, II, III и IV этапы), № 141 (I и II этапы).
4. Совершенствование выразительности рук: № 203, 204, 205 и 206.
5. Переноски: № 236 — полностью.
6. Стилевые действия: XVI и XVII столетия — № 263, 264, 265, 266.
7. Приемы сценической борьбы: № 251, 252, 253, 254.
8. Этюды: № 364 — полностью.
9. Заключительное: упражнение «Декорация» — I вариант, пробежка 20 секунд, ходьба, остановка.
Типовой конспект урока № 38 (март)
1. Вводные упражнения; № 16 и 27 (11 вариант) и пробежка 20 секунд.
2. Общеразвивающие упражнения: VIII комплекс — лазания.
3. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (IV и V этапы), № 141 (III, IV, V, VI и заключительный этапы).
4. Совершенствование выразительности рук: Ли 208, 209, 210 211.
5. Стилевые действия: XVI и XVII столетня — № 267 и 268 полностью, № 286, 287 и 288 полностью. Школа большого плаща: с № 269 по 279 включительно.
6. Приемы сценической борьбы: № 255 и 256 полностью.
7. Этюды: № 365 и 366 полностью.
8. Заключительное упражнение: «Декорация» — II вариант. Пробежка 20 секунд, ходьба, остановка. Читать таблицу умножения на пять.
Типовой конспект урока № 42 (апрель)
1. Вводные упражнения: № 12 «Срывать яблоки» и № «139 «Канон» — заключительный этап.
2. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 «У лукоморья» — заключительный этап, № 140 «Волга-реченька» — заключительный этап.
3. Стилевые действия: XVI и XVII столетия — с № 280 по № 285 включительно и № 289, 290 и 291; XIX столетия — с № 319 по № 323 полностью.
4. Приемы сценической борьбы: № 257 и 258 полностью.
5. Этюды: № 367 и 368 полностью.
6. Импровизации: № 369, 370, 371 и 372.
7. Заключительное: пробежка, остановка и петь стоя на месте «Волга-реченька». Дыхание, дикция и интонация.
Типовой конспект урока № 46 (м а и)
1. Вводные упражнения: ходьба выпадами с поворотами туловища вправо и влево. Замедленная ходьба.
2. Упражнения на координацию: «Белеет парус одинокий» полностью с управлением группой. «У лукоморья» полностью. «Волга-реченька» полностью. «Мне декабрь» полностью.
3. Совершенствование выразительности рук: «Пушинка», «Муха», «Смола», «Чаша».
4. втилевые действия: XVII, XVIII и XIX столетия — офицер, девушка, дама, господин; упражнения с принадлежностями костюмов и в парике.
5. Приемы сценической борьбы: создание индивидуальных парных и групповых этюдов импровизационного типа.
6. Этюды: «Письмо», «Месть», «За Полярным кругом», «Граната».
7. Импровизация: «Я на канате», «Я на катке», «Баланс тяжелым шестом», «Баланс легким шестом». Импровизация — этюд «Побег».
8. Заключительное упражнение: «Декорация», III вариант (с подползанием и двукратным обеганием партнера).