НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
«Жизнь способна существовать без мышления, однако мышление—лишь один из видов жизни. Мышление может себе намечать сколь угодно грандиозные цели, в действительности же жизнь пользу-
ется мышлением для своих целей и дает ему живую цель, совершенно независимую от абстрактных задач»56. В этих словах кредо натуралистического видения реальности, выраженного на языке философии жизни.
Натуралистическая модель отчетливо выбирает естественнонаучный подход к обществу. В основе ее анализа лежит природность (по Канту), т. е. те моменты, которые подчиняются естественным законам, принадлежат к миру необходимости, а не к миру свободы.
Однако натуралистическая модель социума, поскольку это все-таки философия, стоит также и на трансцендентальных позициях в том смысле, что окружающая среда предстает как тотальное средство и только средство для выживания «субъекта», которым оказывается общество57.
Общество биоморфно58, оно представляет собой «социальный организм»59. Тезис о «связи со средой»—только один, хотя и важнейший, момент биоморфизма. Корни такого мышления глубоки, они в архаике, в мифе. Поэтому в идеологическом плане существенными оказываются — вдруг! — вполне позитивные научные исследования, посвященные, например, лесу60, и общие биологические концепции61.
Архаическая основа «маскируется» под так или иначе рационализованные философемы, она может предстать и как «подлинно научное» позитивное знание, в частности — как самый современный функ-ционализм , однако ее архаическое происхождение всегда следует иметь в виду. Общество рассматривается сегодня и в образе ризомы, заимствованном из биологии (Ж. Делёз), и в образе тела без органов, тысячи плоскостей63. В современных представлениях о социальном порядке наличествуют такие биологические (в частности — экологические) метафоры, как ценоз или биоценоз64. Мы сталкиваемся с биологическими моделями в самых различных сферах социальности65.
С натуралистической точки зрения в ее новоевропейской интерпретации, человечество — это рядовой биологический вид среди других биологических видов. В формировании такой позиции видную роль сыграли Ч. Дарвин и дарвинизм66. Сам Дарвин в своих биологических воззрениях ориентировался на социальные модели (Т.Р.Мальтус). Дарвин и английские эволюционисты в свою очередь сильно повлияли на социальные взгляды Ф. Ницше на определенном этапе его развития (1876-1882). Вдохновлялся биологическими образами и метафорами А. Бергсон. Из биологии почерпнуты и мысль Ф. Ницше о «воле к власти» как воплощенной воле к жизни, и мысль А. Бергсона о «жизненном порыве».
Социал-дарвинизм делал упор на внутривидовую борьбу как фактор развития человечества. Этому варианту натуралистической модели противостоит другая ее вариация, которая делает упор не на борьбу
за существование, в коей происходят естественный и половой отбор, а на взаимопомощь и взаимную поддержку в мире живой природы67.
Натуралистические модели жестко противопоставляют (например, в ключе дарвинизма) ценности вида и ценности индивида: что плохо для индивида, то хорошо для вида (скажем, войны и эпидемии). Любая катастрофа с таких позиций положительна, поскольку она уничтожает наименее приспособленных.
4.2.1. РАСТЕНИЕ ИЛИ ЖИВОТНОЕ?
Альтернатива растения и животного принципиальна. «Растение существует не само по себе. Оно образует часть ландшафта, в которой случай заставил его пустить корни... а вот животное выбирать способно. Оно освобождено от связанности всего прочего мира... Инфузория, которая влачит в капле воды уже невидимое для человеческого глаза существование, длящееся секунду и разыгрывающееся в крошечной частице этой малой капли, эта инфузория свободна и независима перед лицом целого мироздания. Дуб-великан, с одного из листьев которого свешивается эта капля,— нет»68. Общество видится нам не только и не столько по образу животного69, сколько по образу растения; в основе натуралистической модели лежит фундаментальная мифологема мирового древа70. Храм как архитектурное воплощение общества —это образ священной рощи, образ (райского) сада.
Одна из фундаментальных антитез — антитеза общества и личности. В натуралистической модели она предстает как антитеза «общества-растения» и «личности-животного», или как антитеза растительного и животного начал. Идея растительности — это идея связанности, а идея животности — идея свободы. « Связанность и свобода — так можно выразить глубочайшее и коренное различие растительного и животного существования»71. Но, конечно, в индивиде есть не только момент свободы, но и момент связанности. Уже Аристотель наблюдал в человеке не только разумную и животную, но и растительную душу. «... Только растение — всецело то, что оно есть. В существе животного заложена некоторая двойственность. Растение лишь растение, но животное—это растение плюс что-то еще. Стадо, которое, чуя опасность, сбивается в плотный сгусток, ребенок, который с плачем виснет на матери, отчаявшийся человек, который ищет убежища в своем Боге,— все они желают возвратиться из бытия на свободе назад, в то связанное, растительное, из которого были отпущены в одиночество»72.
Обратим внимание здесь на слово «одиночество». Мы помним, что в самой множественности, которая в этом контексте противостоит одиночеству, может быть найден источник зла.
Если в животном присутствует растительное, то в растительном
принципе может присутствовать животное, т. е. начало подвижности и свободы. Иначе говоря, общества, культуры могут выступать как субъекты — как «отпущенные в одиночество». Развивая тему растения и животного, О.Шпенглер пишет: «...растение — нечто „космическое ", животное же — это еще и „микрокосм " по отношению к мак-рокосму»'0.
4-2.2. СВЯЗЬ СО СРЕДОЙ
Основной тезис натуралистической модели — сущностная связь человека и социума с окружающей средой. «Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом. (...) Неразрывность живого организма с окружающей средой не может сейчас возбуждать сомнений... »74 Естественно, что натуралистическое рассмотрение выводит на первое место внешние природные условия (климат, ландшафт, экология) и «внутреннюю» природу человеческого организма.
Натуралистическое видение характеризует взгляды Ш. Монтескье, Л.И.Мечникова75. А.Л.Чижевский утверждает важнейшую роль 11-летних циклов активности Солнца для социальной жизни76. Отмечается важное влияние разломов земной коры на жизнь общества, влияние магнитных полей земного шара77. В конце XX в. осознание экологической проблемы привело к тому, что роль географической среды для многих мыслителей вышла на первое место. Поэтому натуралистическое видение социума тесно связано с экологией как положи-тельной наукой и с современным экологическим движением .
В дальнейшем мы увидим, что многие этнические концепции в своей основе имеют именно натуралистическую модель (Л. Н. Гумилев, С. М. Широкогоров и др.79)80. С обострением экологической проблемы, без сомнения, связано и обострение этнических конфликтов в конце XX в.81 На натуралистической модели базируется геополитика: национальная судьба определяется борьбой за жизненное пространство, борьбой за ресурсы. Производство средств жизни, с такой точки зрения,—это лишь незначительная модификация добытых ресурсов. Богатство народов определяется не производством, не культурой, а именно владением ресурсами. Эта идея развертывалась еще физиократами (Ф.Кенэ, А. Р. Ж.Тюрго), которые полагали, что «чистый продукт» может быть создан только сельскохозяйственным трудом.
4-2.3. «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ОН ЕСТ»
В натуралистическом видении дифференциация человечества определена не только внешними, но и внутренними природными
обстоятельствами, не только внешней, но и внутренней природой человека82. Соответственно развертывается тезис о влиянии продуктов питания на общественную жизнь.
В XIX в. в связи с развитием социальной гигиены натуралистические концепции, особенно в их популярных вариантах, исключительное значение придают питанию. Великие географические открытия, согласно таким воззрениям, были стимулированы недостатками диеты (нехватка пряностей, легких тонизирующих напитков типа чая и кофе), и в конечном счете именно эти напитки и породили бурный научно-технический прогресс Западной Европы. Французская революция также, мол, была стимулирована многочисленными кофейнями в полуголодном Париже 1789 г.
Такое видение человека и социума вовсе не ушло в небытие, а вполне актуально и сегодня. Отсюда вычисление количества потребляемых в стране продуктов и социально-политические выводы из этого. Скажем, утверждение, что с 1992 г. Россия по потреблению продуктов питания располагается между Нигерией, Заиром и Бангладеш, звучит как политическое обвинение83. И далее тема питания развивается совершенно в духе конфликта (социального!) между жирными и тощими84. «Богатые страны... расходуют десятки миллиардов долларов на обширный комплекс мер, помогающий людям сбросить лишний вес. Около одного миллиарда человек, живущих в развитых странах, поглощают в среднем 3350 килокалорий в день на человека, что на 700 килокалорий выше рекомендуемого уровня. На все остальные страны приходится по 2520 килокалорий в день на человека, что можно считать удовлетворительным. Однако почти миллиард человек в бедных странах Африки и Азии потребляет в среднем лишь 2040 килокалорий в день, что значительно ниже физиологического минимума. Поразительным является... то, что в эту же группу полуголодных стран вошла с 1992 года и Россия с ее 2100 килокалориями в день на человека»85.
4.2.4- ПИТАНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Натуралистическое понимание деятельности делает акцент на питании и размножении. Собственно, размножение вместе с питанием — это и есть натуралистический модус главного вида деятельности. Множественность, развернутая во времени, представленная динамически, в натуралистической модели оказывается размножением86.
Из всего арсенала социальной философии такая конкретная социальная наука, как демография, принимает прежде всего натуралистическую модель. Роль народонаселения наиболее существенна с точки зрения именно натуралистической модели. Скажем, если в России сей-
час 146 млн чел., если ее народонаселение падает в год примерно на миллион и к 2015 г. будет составлять всего 130 млн87, это уже может быть рассмотрено как свидетельство национального падения88.
4.2.5. АГРЕССИВНОСТЬ
Особое место в концепциях, связанных с натуралистической моделью социальной реальности, но преимуществу в социобиологических исследованиях, занимает агрессивность^. В животном царстве она легко объясняется естественным и половым отбором, которые предстают как биологические формы агона. Этот феномен подробно ис-
следован в этологии .
Натуралистическая модель социальной реальности постулирует, что человеческая агрессивность — прямое продолжение агрессивности животных. Применительно к обществу эти рассуждения выглядят натянуто и неубедительно. Например, в рамках такого видения выделяются «единоборство мужчин», с одной стороны, и «выбор женщин», с другой. Мужчина более храбр и энергичен, чем женщина, его ум более изобретателен. Женщина обладает большей мягкостью и менее эгоистична. Чтобы улучшить наследуемые признаки в детях, женщина ориентируется на мужчину-победителя. В современных условиях она ищет избранника с более высоким социально-экономическим статусом. Мужчины в свою очередь соперничают в поисках лучшей женщины.
4-2.6. МОДИФИКАЦИИ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 4.2.6.1. Фрейдизм
Перейдем далее к описанию наиболее характерных модификаций натуралистической модели. Конечно, на первом месте стоят 3. Фрейд и фрейдизм. В статье «Трудность психоанализа» (1917) Фрейд видит себя в одном ряду с Коперником и Дарвином. «Коперник совершил переворот, установив, что Земля не является центром Вселенной, Дарвин — что человек не представляет собой особый вид в мире живого; и наконец, Фрейд совершил свой переворот, показав, что ,,Я не является хозяином в собственном доме"и поведение человека определяется сексуальностью и бессознательными процессами» (Р. Дадун)91.
Здесь обнаруживается одна весьма характерная особенность взаимодействия социальной философии с практикой. Если многие формы социальной философии практически воплощаются прежде всего в политической деятельности, то фрейдизм как концепция воплощается в первую очередь в клинической практике. Позиция фрейдиста в практическом мире — не позиция политика, а позиция врача. Практика фрейдиста— клиническая, а не политическая92.
Почему в современном мире так увеличивается количество психических заболеваний и неврозов? Потому, по Фрейду, что усиливается противоречие между внутренними устремлениями человека и внешними социальными требованиями. Фрейд психоаналитически (т. е. клинически) исследует все общество, всю культуру как целое, как единый субъект. Произведения искусства представляют собой проекции ближайшего окружения творца. В социально-философском плане здесь важен прежде всего психоанализ тех, кто персонифицирует общество, кто представляет собой экран для проекции, т. е. лидеров общества93.
Само поступательное развитие человечества, общественный и культурный прогресс, нечто святое для новоевропейской цивилизации, осмысляется как сублимация: «Неутомимый порыв к дальнейшему совершенствованию... объясняется как следствие вытеснения первичных позывов, на котором и построены наибольшие ценности человеческой культуры»94. Игра на снижение —это вообще характерная черта философствования в натуралистическом дискурсе.
Сексуальная связь для Фрейда предстает как фундаментальное социальное отношение. Фрейд обнаруживает в сексуальности одно свойство, которое и делает его столь значимым: в отличие от стремления к самосохранению, которое не может отвергаться без прямой угрозы для жизни, объект сексуального влечения легко замещается несексуальным объектом в процессе сублимации95.
Основные принципы социальной философии Фрейда могут быть сведены к следующим пунктам :
1) основополагающее понятие фрейдовской мысли — влечение
(Trieb): «Для нас отправной точкой была не живая материя, а действу
ющие в ней силы»97. Инстинкт по сравнению с «влечением» уходит в
тень как имеющий слишком биологическую окраску;
2) первичные влечения — основа, из видоизменения которой появляются более высокие формы психики. Например, детская оральная и анальная сексуальность превращается в стремление к порядку, к чистоте и красоте;
3) более архаичные слои психики неявно (бессознательно) определяют в конечном счете высшие формы психической жизни. Детский эмоциональный опыт играет решающую роль в психических конфликтах взрослого, в деятельности его воображения;
4) по мере развития психики нарастает конфликт между «естественным» (первичные влечения) и «культурным» (преобразованные влечения);
5) естественная часть психики подчиняется принципу удоволь
ствия, т. е. стремится к реализации без учета внешних обстоятельств.
«Культурная» сфера направляется принципом реальности, т. е. реа
лизует себя на основе учета внешних условий.
Таким образом, для нас прежде всего существенно, что у Фрейда сознание по сути множественно, социально и «поверхностно» — в противоположность единому подсознанию98. Фрейд трактует поверхностность сознания механистически, пользуясь биологической метафорой: «недифференцированный пузырек субстанции, способный к раздражению... его поверхность, обращенная к внешнему миру... яв-
ляется органом, воспринимающим раздражение» .
Интересы социальных групп — это рационализация бессознательных влечений. В основе социальной связи лежит бессознательное уподобление, идентификация с групповым лидером. Бессознательное — основа энергетики не только отдельного человеческого индивида, но и социума в целом. Главное в бессознательном — это либидо, половой инстинкт, который в превращенной, сублимированной форме лежит в основе общественных отношений и культуры.
Дуализм Эроса и Танатоса. Существует «противоположность между первичными позывами „Я" и сексуальными позывами: первые сводятся к стремлению к смерти, вторые к стремлению к жизни»100. Эта мифологическая концепция о борьбе двух мировых сил — Эроса и Танатоса — рационализуется Фрейдом как натурфилософский конструкт: «первичные позывы „Я" возникли от оживания неживой материи и стремятся вернуться в неживое. Сексуальные первичные позывы воспроизводят... примитивные состояния живого существа... целью, к которой они стремятся... является слияние двух зародышевых клеток»101.
Эдипов комплекс. Сын сексуально влечется к матери и амбивалентно относится к отцу: преклоняется перед ним и ненавидит его102. Драма Зевса и Кроноса раскрывает суть эдипова комплекса. Отец пожирает своих детей, а дети оскопляют (или убивают) отца. Отцеубийство — событие, с которого началась культура. Обожествление убитого отца лежит в основе государства и религии.
Биопсихологизм: индивидуальная психология как модель социального. Наиболее ярко этот концепт реализован в книге 3. Фрейда и У. Буллита о Вудро Вильсоне103.
4.2.6.2. Социовиология
В современных вариациях натуралистическая модель социальной реальности предстает, в частности, как социобиология. Она связана с появлением книги Эдварда О.Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975). Основные идеи социобиологии сводятся к тому, что барьер, возводимый между человеком и остальными животными, поддерживается лишь благодаря существующим в обществе традициям и этическим нормам. Социальная реальность — это не что иное, как реальность биологической популяции. Такие отличия, как речь, рациональ-
ность, культура, «являются прямым продолжением нашей природной сущности». Мы не просто похожи на животных, мы — животные. Правда, как биологический вид человечество приспособляется к среде особым образом, с помощью культуры как внегенетической «наследственности», т. е. внегенетической связи поколений, но это непринципиально. Базовыми остаются биологические закономерности, а культура — только модификация их. Культура не может противостоять натуре, она всего лишь завершает ее. Культура — это чаша, которая не позволяет воде уйти в песок, но она неспособна быть изначальным источником воды.
Евгеника. Один из важных вопросов социобиологии — о том, можно ли направлять человеческую эволюцию сознательно. Социобиологи подчеркивают, что, как бы ни относились к евгенике104 моралисты, евгеническая практика существовала всегда. И это действительно так. Однако, во-первых, вмешательство культуры в генетические процессы эффективно лишь в меру нашего знания, весьма ограниченного, об этих процессах. Во-вторых, одно дело — когда евгеническая практика ограничивается мероприятиями рекомендательного характера, оставляя право сознательного решения за частным лицом, и совсем другое — когда она, эта евгеническая практика, становится государственной политикой, как было в гитлеровском Третьем рейхе или в отдельных штатах США, где насильственно по решению суда стерилизовали преступников105.
4.2.6.3. Благоговение перед живым: натуралистический «гуманизм»
В рамках натуралистической концепции социума — в связи с диалогическим, видением мира — развивается так называемая глубокая экология105. Ее суть сводится к тому, что следует исходить из необходимости самореализации всех форм жизни на Земле и презумпции их равенства. Отсюда следует также, что моральная ответственность человека распространяется на флору и фауну, т. е. на все существа, руководствующиеся принципом выживания (А. Швейцер, «новые этики»). С. Р. Л. Кларк считает, что нельзя совместить жалость к животным и поедание мясной пищи. Человек не должен противопоставляться животному. Представители «глубокой экологии» негодуют по тому поводу, что каждый год в лабораториях мира умирает 100-200 млн животных107.
4.2.6.4. Этноцентризм и национализм
Натуралистическое понимание социума часто ведет к радикальным расистским или националистическим взглядам. Социальная филосо-
фия нацизма строится на натуралистической модели таким образом, что особенно ярко видно, как естественнонаучный натурализм смыкается с мифологическим видением социального мира108.
Все так называемые протоэкологи либо принадлежали к крайне правым партиям, либо поддерживали их: К.Гамсун (1859-1952), Э.Геккель (1834-1919), Г.Уильямсон (1895-1977), косвенно — М.Хай-деггер (1889-1976). Гамсун, Хайдеггер, Уильямсон — члены нацистских (фашистских) партий в своих странах. Геккель основал Монистическую лигу, которая в 1919 г. поддерживала нацистов109.
Мысль физиократов, претерпев существенные трансформации, обнаружилась в широком спектре идеологий от мягкого этноцентризма до жесткого германского национал-социализма. На одном полюсе «мягкая» доктрина такого типа предстает, например, как «евразийство». В этом же направлении мыслит и современный русский национализм, тесно связанный с апологетикой сельскохозяйственного труда, деревенского образа жизни. На другом полюсе — в германском национал-социализме—подчеркивалось, что только крестьянин и воин составляют соль нации, а интеллигенция — это, в сущности, паразиты, захребетники110.
4.2.7. ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ В НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
В натуралистической модели «близь» и «даль» предстают как архетипы Чрева Матери111 и Бездны Вселенной. Соответственно на одном полюсе социального времени находится архетип Рождения (из Чрева Матери), на другом — архетип Смерти (как исчезновение в Бездне Вселенной). Здесь существенно жизненно-женственное, эротическое измерение Дома. В известном смысле женщина представляет собой Дом человеческого бытия. Если Дом — это тепло домашнего очага, то Бездна — прежде всего холод, «холод бесконечных пространств», как говорит Б.Паскаль. Бездна — танатическое начало, преодолеваемое мужчиной в путешествии, в номадическом порыве.
Попытка представить социальное пространство как таковое, т.е. в качестве «дали», до всякого расчленения, кристаллизуется у Ж.Делёза и Ф.Гваттари в понятии «тело без органов»112. Это понятие по существу соответствует хаосу.
Согласно О.Шпенглеру, время-пространство (в натуралистической модели) задается двояко. Социум как космическое «растение» задает «такт», а индивид как микрокосм определяет «напряжение», позволяющее ему свободно творить время.
«Космический такт» и «напряжение» осознаются по-разному. «Осознание космического такта мы называем чувствовани-
ем (Fiihlen), осознание микрокосмических напряжений — ощущением (Enipfinden)»113. Мы живем поэтому в двух хронотопах, касающихся ««общерастительной» и «исключительно животной» сторон жизни, или «родовой (половой) жизни» (Geschlechtsleben) и «чувственной жизни» (Sinnenleben). Geschlechtsleben несет в себе момент периодичности, так^а. Она созвучна с великим кругообращением небесных тел, указывает на связь женской природы с Луной. Sinnenleben образована напряжениями: свет и освещаемое, познание и познанное, боль и орудие, ее причинившее114. Если Geschlechtsleben задает хронотоп с акцентом ьа время, то Sinnenleben задает хронотоп с акцентом на пространство. «То, что мы... называем в общем смысле осязанием... есть, в сущности, простейшее обозначение подвижности существа и возникающей отсюда необходимости непрерывно определять свое положение по отношению к окружающему. Однако определить положение — значит установить место в пространстве. Поэтому все чувства... являются, собственно говоря, пространственными чувствами»115.
«Космический такт — это все, что описывается направлением, временем, ритмом, судьбой, стремлением: от цокота копыт упряжки рысаков и мерной поступи воодушевленной армии до безмолвного взаимопонимания влюбленных, до такта благородного общества, внятного одному только чувству»116.
И далее описывается единство этих двух времен — времени-такта и времени-напряжения:
«Всякая свобода движений микрокосма в пространстве — продолжение жизни и дыхания такта космических кругообращений, который время от времени разряжает напряжение всех бодрствующих единичных существ в едином, даваемом в ощущениях, мощном созвучии... В этом смысл военных и любовных танцев у людей и животных; так сплавляется в одно целое полк, идущий в атаку под вражеским огнем, так взбудораженная толпа сплачивается в единое тело, которое мыслит и действует резко, слепо и непостижимо, а через несколько мгновений может распасться вновь. Микрокосмические границы оказываются снесенными. Здесь ревет и грозит, здесь рвется и ломится, здесь летит, поворачивает и раскачивается оно. Тела сливаются, все идут в ногу, один крик рвется из всех глоток, одна судьба ожидает всех»117. И. И. Маханьков делает к этому фрагменту примечание, что данное рассуждение О. Шпенглера — вполне в духе коллективной психологии Густава Ле Бона.
Сегодня проблемы социального пространства-времени в рамках натуралистической модели принимают экологическую форму. Скажем, уже до войны Парк и Бёрджес в своей социальной экологии показали формы развития современного города. В этом же плане могут быть использованы термодинамические метафоры. Они описывают структуру
пространства с точки зрения центра и периферии. В центре энтропия падает, на периферии — возрастает. Некоторые считают, что в последние годы вся Россия попала в ту часть пространства, где энтропия растет.
4-2.8. ИСТОЧНИКИ ЗЛА В НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Натуралистический дискурс прежде всего готов отказаться от самой идеи добра и зла, от самой идеи морали. Натуралистическая модель, как это было осознано еще в XVIII в., вступает в вековечную тяжбу с воспитанием. С одной стороны, корень всего —природа, следовательно, надо бы отказаться от воспитания. Но в этом случае благодетельными оказываются и пороки. С другой стороны, если воспитание считать более сильным фактором, то на что оно должно ориентироваться118?
Исчерпывающую аналитику зла с натуралистической позиции дал Д. А. Ф.де Сад в своей «Философии в будуаре». Де Сад отправляется от тезиса, что не существует никакой морали. Должен править факт. Нет ценностей, а есть только данности, данности же не требуют оправдания по определению. Природе таким парадоксальным образом возвращается нормативный характер. Однако все заканчивается низвержением самой природы как начала, которое не может нести в себе элемента созидательности. Переход от чувственно воспринимаемой природы к такой природе, которая отождествляется де Садом с абсолютным отрицанием и постигается метафизически, и приводит к абсолютной ценности абсолютного ничто119.
Культура. Говоря несколько упрощенно, в определенном модусе натуралистического видения все хорошее —от натуры, а все плохое — от культуры. Поэтому, например, волки никогда не убивают друг друга, а люди — убивают (см. цитированного выше К. Лоренца). При всей парадоксальности и «каннибализме» формулировки «человек не должен убивать других людей больше, чем он может съесть» она предстает намного более «гуманистичной», чем нынешние реалии оружия массового поражения.
Правда, зло может возникнуть в случае, если в человеческом обществе вдруг столкнутся стихии, в природе естественным образом изолированные. Так, Б. А. Диденко полагает, что человечество — это не один биологический вид, а семейство, где есть хищные и нехищные. Крова-вость человеческой истории объясняется этим противоестественным, «артефактным» столкновением хищного и нехищного начал120.
Человеческая деятельность немыслима без создания некоторых материальных средств. Но, созданные как средства для некоторых целей, эти образования по причине самой своей вещественности оказы-
ваются способными порождать и некоторые такие следствия, которых никто не хотел121. Они предстают как артефакты. Вот эти артефакты и выступают источником зла в натуралистическом видении социума.
Скажем, гонка вооружений может преследовать самые разные цели: занять какой-либо деятельностью активное население, отвлечь от беспорядков и т. д. Но когда оружие накоплено в больших количествах, оно начинает диктовать логику поведения уже как бы само122.
Ханна Арендт, анализируя тоталитаризм, приходит к выводу, что
1 94
природа социального зла — в «неестественном росте естественного» . В частности, такое социальное зло, как тоталитаризм, есть безграничная гордыня убеждения, что «все возможно», соединенная с ускорени-
1 94
ем псевдоестественных сил и принесением этому псевдоестественному в жертву всего истинно человеческого (стабильности, спонтанности, множественности)125. Пагубная тенденция модерности состоит в том, что люди, вместо того чтобы использовать свою свободу для ограничения разрушительных природных процессов, ускорили их, утрати-
1 96
ли над ними контроль .
В конечном счете такая позиция приводит к осуждению «неестественного», т. е. технического. Техника как имитированные и усиленные естественные процессы — это мир, независимый от мира природы. В результате люди «спустили с цепи собственные естественные процессы, которые никогда бы не произошли без нас, и, вместо того чтобы осторожно защитить человечество от элементарных сил природы, удерживая их как можно дальше от человеком созданного мира, мы
1 27
направили эти силы вместе с их элементарной властью на сам мир» .
Очевидно, что если культура есть зло, без которого человек, однако, не может обойтись, то необходимо минимизировать ее. Следует, например, вернуться к простоте предков. Однако и натура не дает радикального спасения.
Натура. Натуралистическая модель в других модификациях (связанных глубинным образом с гностическим видением человека и общества), напротив, видит сам источник зла в природе. Скажем, тоталитарная государственность и тоталитарное лидерство рассматриваются в качестве объективации и институционализации — политического оформления — тех инфантильных и архаистических стихий, которые действуют в недрах индивидуального и коллективного бессознательного или полусознания, выплескиваясь наружу и «овладевая массами» во времена исторических потрясений. Демократические же веяния объективно означают стремление огромных пластов общества оградить и обезопасить себя от засилья этих стихий, стремление поставить агрессии бессознательного какие-то заслоны рациональности и права128.
* * *
В натуралистических моделях социальности есть то несомненное достоинство, что они напоминают нам о том, сколь малую часть человечество занимает во Вселенной. Подчас оно мнит себя источником глобальных перемен, в то время как оно всего лишь присутствует при них. Мы же готовы в этом отношении взять вину на себя129. С помощью социобиологических, натуралистических представлений эффективно осмысляется ряд социальных проблем, например проблема адаптации130.
Хотя натуралистический дискурс несомненно эвристичен131, натуралистическое видение социального мира имеет существенные ограничения. Понятие человеческого общества подразумевает сумму понятий, которые логически несовместимы с типами объяснения, предлагаемыми в естественных науках. Хотя человеческие реакции значительно более сложны, чем реакции других существ, они не просто «значительно сложнее». То, что, с одной стороны, предстает изменением в степени, с другой стороны, есть различие по виду: понятия, которые применяются для описания более сложного поведения, логически отличаются от тех, которые применяются для менее сложных. В то время как человек учится понимать правило, собака учится реагировать определенным способом. Различие между этими данностями происходит из-за отличия в сложности реакций, но не может быть объяснено в количественных понятиях. Понимание укоренено в социальном контексте, в котором собака вообще не принимает участия, в отличие от человека132. Там, где на первый план выходят феномены духа, натуралистический дискурс оказывается беспомощным.