ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ
2.3.1. ЭМОЦИИ
Мало плакать, надо стройно, гармонически рыдать...
К. Д. Бальмонт
Часто полагают, что именно рациональное видение наиболее естественно не только для науки, но и для обыденного рассудка6. Однако принимает ли человек решения в основном рационально7? Конечно, нет. Понимание далеко не исчерпывается рациональными моментами. Особенно существенно, что если руководители всех рангов еще пытаются как-то использовать рациональные методы для принятия решений в социальных вопросах, то масса в гораздо большей мере подвержена именно эмоциональному пониманию социальной реальности. Вердикты народа, которые выносятся на выборах, —это решения, базирующиеся главным образом на эмоциональном понимании социального мира8.
Понимание вовсе не сводится только к вербальной форме. Оно эффективно достигается, например, с помощью изображений. По китайской поговорке, картинка заменяет десять тысяч слов. Весьма существенно для понимания социальной реальности обращение к архитектуре9. Живопись в XIX в., а кино и телевидение в XX в. в значительно большей мере определяли общее восприятие социальных ситуаций, чем это признавалось. Наконец, уже древние знали, что музыка играет важнейшую роль в понимании социальной реальности. Говорят даже, что любое явление культуры стремится стать музыкой10. Эмоциональное понимание реальности обозначает общую «прозрачную границу» социальной философии и искусства.
Очевидно, таким образом, что во многих ситуациях на первый план выходит не рациональное понимание, а эмоциональное, тесно
связанное с интуицией. Во всяком случае, несомненно, что наряду с рациональными познавательными трансцендентными актами необходимо учитывать и эмоциональное понимание социальной реальности, эмоционально-трансцендентные акты11. Эти последние играют наиболее существенную роль в человеческой жизни, ибо людям чаще всего приходится принимать решения «по неполной информации». Ведь человек всегда действует, не зная в исчерпывающем объеме всех условий своего действия, а тем более — он желает и испытывает влечение, не обладая всей информацией об объекте. Если это так, то его действие никогда не может быть в полной мере обосновано рационально.
Политические и духовные лидеры — это тоже всего лишь люди, и у них эмоции также чаще всего преобладают над рассудком. Поэтому эмоционально-трансцендентные акты сплошь и рядом господствуют не только в частной, но и в общественной жизни. Они восходят к архаическим структурам коллективной души.
Эмоциональное понимание только тогда может адекватно выполнить свою роль в познании, когда оно культивируется. Такое культивирование осуществляется не только в искусстве, религии, но и в различных формах духовидения12, эзотерических практиках, скажем в астрологии и др. Культивирование эмоционального понимания включает и культуру критики и доверия (к) этому рационально не проверяемому типу познания13.
Без эмоционально-трансцендентных актов была бы невозможна рассмотренная выше нормативность социальной философии. Потому свой вклад в культивирование эмоционально-трансцендентных актов вносит и эта дисциплина. Более того, без эмоционального момента в понимании невозможна сама мудрость как атрибут специфически философского постижения.
Задача социальной философии в плане культивирования эмоционального понимания социальной реальности двояка:
1) необходимо уметь увидеть, описать вербально, на языке социаль
ной философии эмоциональные формы понимания социальной реаль
ности, обнаруживаемые субъектами социальной жизни: скажем, как
тот или иной народ накапливает опыт цивилизационного процесса, в
какой мере тот или другой социальный класс, та или другая социаль
ная общность способны обнаружить терпение. Мы должны уметь опи
сывать в социальной философии страдания тех или иных социальных
общностей, например народов Африки и Азии в условиях колониализ
ма. Это даст возможность в дальнейшем перейти к рациональному
анализу;
2) сам исследователь в области социальной философии должен
оыть терпелив, должен уметь страдать и сопереживать и т.д.
Культура эмоционального понимания социальной реальности в наш век тесно связана с традициями экзистенциализма, антисциентизма, герменевтики. С.Кьеркегор в своей критике гегелевского панлогизма противопоставил чувство разуму. Эстафетная палочка Кьер-кегора попала затем в руки Хайдеггера, Гадамера14 и др. На духовном опыте философии постмодерна мы видим, что эмоциональное понимание реальности не есть прерогатива только искусства или только религии. Современное философствование активно включается в освоение такого способа понимания. При этом роль эмоционального понимания растет еще и потому, что переход от печатной информации к телевизионной означает не только изменение способа ее передачи, но и новое качество передаваемой информации — ее повышенную эмоциональность10.
Культуру эмоционального понимания в новоевропейской традиции акцентировали немецкие романтики16, но это, конечно, не означает, что эмоциональное понимание окончательно завоевало себе место под солнцем. Снова и снова разгораются «пограничные конфликты» эмоциональной и рациональной форм понимания. Вот только один из последних отечественных примеров. В «Вопросах философии» появляется «Письмо в редакцию», где предсказывается, что «тяга к потустороннему и неземному... потеснит гуманистический оптимизм... Воображение и интуиция, связь с мистикой станут новыми опорами для деятельности ученого. Он устремится к виртуозности и усложнению традиционных мотивов. Субъективная основа творчества властно заявит о себе»17. Этому «письму» степенно возражают с позиций устоявшейся гуманитарной науки, отстаивая по преимуществу рациональные способы понимания18. В данном случае перед нами не какая-то «ошибка» с той или другой стороны, но вечная антитетика эмоционального и рационального типов понимания.
Что касается излагаемой в настоящем учебном пособии дисциплины, то ее призвание в том, что она, не отрицая рациональных путей, своими способами культивирует эмоциональное понимание. Иначе говоря, социальная философия учит эмоциональному пониманию, воспитывает эмоции, связанные с пониманием социума.
Опишем эмоциональное понимание в некоторых существенных элементах .
Эмоционально-трансцендентные акты подразделяются на:
а) эмоционально-рецептивные акты, такие, как, например, опыт, удивление20, страдание21, терпение. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится необходимость что-то пережить, перенести, к примеру перенести успех, неудачу, позор, славу, перетерпеть скучное мероприятие и т. д.
Особое внимание следует уделить формам выражения эмоциональ-
но-рецептивных актов. Скажем, страдание выражается плачем. Плач интересен тем, что он одновременно представляет как непосредственную физиологическую реакцию (например, плач новорожденного), так и художественный жанр в народной культуре. Естественнонаучное и медицинское исследование плача детей может открыть много существенного в переживании страдания в социуме22. Плач, по-видимому, ключ к звуковому миру архаики.
return false">ссылка скрытаСущественную роль в культивировании эмоционально-рецептивных актов играет искусство, в частности культура метафоры23;
б) эмоционально-проспективныеакты, такие, как ожидание24,
предчувствие, готовность, доверие . К эмоционально-проспектив
ным актам следует отнести и воображение, которое Ханна Арендт
определяет как знание об отсутствующем26. Сюда же относится и та
кой феномен, как социальный страх27, скажем — перед так называ
емыми непредсказуемыми последствиями28. Историческое познание,
познание в рамках истории и философии истории осуществляется в
модусе более мягкой формы страха, а именно — тревоги за будущее29.
Реакция на совершенно неожиданное переживание, к которому индивид не был подготовлен бдительностью или тревогой, — шок. Это относится как к отдельному индивиду, переживающему психологический шок30, так и к целому обществу (пример —так называемый футурошок31).
Именно благодаря эмоционально-проспективным актам существует «оптимизм» или «пессимизм» той или иной социальной концепции. Все проспективные акты свидетельствуют о реальности, надвигающейся на нас из будущего;
в) эмоционально-спонтанные акты:влечение, желание, дей
ствие. Они направлены на изменение будущего и порождают уверен
ность в реальности. С этой точки зрения можно иначе посмотреть на
идею практики вообще и общественно-исторической практики в марк
сизме как критерия истины. По крайней мере в своих целях она име
ет эмоциональный момент. Идея практики в «Тезисах о Фейербахе»
молодого Маркса, конечно же, романтическая по своему происхожде
нию. Маркс, по существу, предлагает эмоционально проверить и под
твердить рациональное. Практика в новоевропейской цивилизации —
это всегда техническая коллективная практика. Отсюда важность глу
бокого осмысления философии техники для понимания социальной
философии32.
Очевидно, что все эти типы эмоционально-трансцендентных актов взаимосвязаны и раскрывают реальность как целостность. Рассмотрим подробнее некоторые перечисленные формы эмоционального понимания социума.
2.3.1.1. Социальный опыт
Знание — это всегда знание о многообразии. И если в основу социальной философии, как мы увидим далее, кладется идея множественности, если онтология социального есть многообразие, то роль опыта
чч весьма велика .
Подлинный опыт О.Шпенглер описывает термином «физиогномический такт», противопоставляя его слабому «научному опыту». Для него физиогномический такт тесно связан с историческим рассмотрением: «Историческое рассмотрение, или, в соответствии с моим способом выражения, физиогномический такт, это есть суждение крови, расширенное на прошлое и будущее знание людей, прирожденная зоркость на лица и положения, на то, что есть событие, что было необходимо, что должно быть, а не просто научная критика и знание данных. У всякого подлинного историка научный опыт — лишь нечто побочное и дополнительное. Опыт всего-навсего еще раз доказывает в развернутой форме средствами понимания и сообщения... то, что уже было доказано... в единственный миг озарения»34.
2.3.1.2. Терпение
Терпение — это особый способ видения мира и воздействия на вещи, особый метод, особая жизненная позиция, связанная с преодолением самого себя, своей вспыльчивости, поспешности, возбудимости. В противоположность нетерпению терпение предполагает направленность всех сил на удержание реакции, на замедление эмоционального порыва, на охлаждение страсти. Терпение есть форма сохранения силы. Терпение есть интенсивный, творческий поиск свободы.
Терпение — борьба с идолом пожирающего времени, идолом говорливости. Элементы терпения: медлительность, независимость от времени, внутреннее спокойствие перед ним, сдержанность и молчаливость. Терпение определяет путь, который открывается при выходе из платоновской пещеры. Если выйдешь слишком быстро, будешь ослеплен чрезмерным количеством света, если слишком быстро вернешься, чтобы освободить товарищей, будешь ослеплен темнотой. Подлинная социальная философия предполагает медленность без ограничений. Философский метод —не спешить, выигрывая время, не боясь потерять его. Ошибка —дочь поспешности.
Терпение как добродетель социального философа предполагает возможность и необходимость позволить всему идти своим ходом, внимать судьбоносности каждого момента, находить в любом случайном рисунке реальности его внутреннюю закономерность и красоту. Терпение — постоянное обещание полноты бытия в познании. Оно проти-
востоит вульгарности. Его эквивалент в классической философской традиции — понятие свободы35.
Понятие терпения играет особую роль именно в нашей национальной ситуации. Оно имеет отношение не только к позиции философа, но и к позиции народа в целом. Терпение всегда обозначалось как характерная черта русского народа. Подводя итог Великой Отечественной войны, И. В. Сталин на приеме в честь командного состава Красной Армии 24 мая 1945 г. характеризовал русский народ через ясный ум, стойкий характер и терпение.
2.3.1.3. Смех
Социальная философия существенным образом бытийствует не только в форме академических сочинений. Важный жанр литературы, в которой может быть выражено социально-философское содержание, не редуцируемое к рациональной форме, — это памфлет. Русская социальная философия будет неполна без «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, вообще без его публицистических текстов. По существу, социально-философский анализ современного западного общества дают Паркинсон, Питер и др. Смех, юмор, сатира вообще играют важную роль в политических, шире — публицистических текстах36. Потому естественно, что это находит отражение и в социальной философии. Смысл юмора в социальной философии может быть понят с помощью метода М. М. Бахтина, примененного им в известной работе 1940 г. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»37. Юмор —это обнаружение в социальной философии карнавальной культуры. Кинизм и смех, идя рука об руку, дают такое измерение социальности, которое невозможно раскрыть рационально38.
Комическая стихия может принимать такую древнюю форму, как ирония. В контексте постмодернизма, для которого комическое весьма существенно, У. Эко отмечает, что ирония — метаязыковая игра — представляет собой «высказывание в квадрате». Поэтому если в системе авангардизма для того, кто не понимает игру, единственный выход — отказаться от игры, здесь, в системе постмодернизма, можно участвовать в игре, даже не понимая ее, принимать ее совершенно серьезно. В этом отличительное свойство (но и коварство) иронического творчества. Кто-нибудь всегда воспринимает иронический дискурс как серьезный39.
2.3.1.4. Музыка
Фундаментальный символ и метафора общества —это хор. Философское видение социума может быть построено на базе философии музыки. Вообще, музыка внутренне близка всякой философии40, по-
скольку философия постигает мир не только рационально, но и эмоционально. Видно, что внутренне связанные музыка и архитектура (Architektur istgefrohrene Musik (И. В.Гёте)) задают форму обществу. Совсем не случайно, что социальный мыслитель Т. Адорно испытывает такой большой интерес к социологии именно музыки41.
А. Н. Скрябин же, например, полагал, что он в состоянии написать такое музыкальное произведение, которое, будучи исполненным в специально построенном храме, приведет к концу света. А.Ф.Лосев говорил о сатанизме «Поэмы экстаза», имея в виду именно эти общефилософские установки творчества русского композитора Серебряного
века .
2.3.2. РАЦИО
Рациональное понимание, насколько оно присутствует в философии, близко положительному научному знанию. Признаки рациональности могут быть сведены к следующим основным моментам: это познаваемость, обосновываемость, последовательность, ясность, общеобязательная приемлемость.Они базируются на различных модусах интерсубъективности, которую в дальнейшем мы подвергнем специальному анализу. Речь идет о следующих моментах:
— семантический аспект (общеприемлемость понятий и суждений);
— эмпирический аспект (эмпирическая обоснованность);
— логический аспект (логическая обоснованность);
— операциональный аспект (опора на определенный способ деятельности);
— нормативный аспект (ориентация на определенные нормы, реализующиеся как предпочтения)43.
Рациональное познание близко той позиции, которую 3. Фрейд назвал «принципом реальности»44. Рациональное понимание реальности эквивалентно целерациональному типу поведения (по М.Веберу45) и «позиции Взрослого» (по Э.Берну46).
Моделирование и социум.В связи с рациональным пониманием социума особо следует обсудить тему моделирования47. Моделирование сопряжено с таким модусом человеческого бытия, как игра, а модель, соответственно, предстает как инструмент игры — своеобразная игрушка.
Рациональный взгляд на общество позволяет, с одной стороны, моделировать социальные процессы и, напротив, с другой стороны, рассматривать мир социоморфно, т. е. ставить вопрос о том, что сам социум выступает как модель, с помощью которой можно понять мир,
другие реальности мира .
2.4. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОДЫ
Наконец, третий аспект антитетики социально-философского метода представляет собой взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного подходов к социуму. Этот аспект базируется на самой онтологии социума. Социум имеет двойственную природу.
С одной стороны, он предстает как мир необходимости. И это действительно так, ибо социум «состоит» из реальных людей из плоти и крови, в этом смысле они представляют собой res extensa, «вещи протяженные». Люди как телесные существа живут в реальной географической среде. Они оперируют материальными предметами, техническими устройствами, чтобы добыть себе средства к существованию. В этом отношении социум имеет материальную, более того —зримо-вещественную форму. Здесь действуют каузальные законы, здесь господствуют причины и следствия. Отсюда следует необходимость естественнонаучного подхода к обществу.
С другой стороны, социум предстает как мир свободы. Люди не только res extensa, но и res cogita. Эти телесные существа тем не менее обладают свободой воли, они чего-то желают, причем человеческие желания базируются не только на потребностях, но и на ценностях. Желания людей далеко не всегда могут быть сведены к их потребностям, к их реакциям на окружающую среду. Здесь мало помогает каузальный подход, здесь нужны по крайней мере подходы, которые могут быть названы «гуманитарными»49.
Соответственно возникают и две школы, по-разному подходящие к социуму с методологической точки зрения. Они принимают самые разнообразные интеллектуальные формы. Б. Кроче подчеркивает «различие между двумя формами суждения — дефинитивного и индивидуального»50. Он выстраивает многочисленные формы данной дихотомии: это различие платоников и аристотеликов, оно «заметно в значениях, приписываемых аналитическим и синтетическим суждениям, хотя более ярко выражено в различении истин разума и истин факта, необходимых и случайных истин, априорного и апостериорного, того, что утверждается логически, и утверждаемого исторически (везде курсив мой. — К. П.)»01.
Изложим это противостояние языком другой традиции, взяв за образец труды одного из видных представителей социальной феноменологии Альфреда Шютца, добавляя некоторые разъяснения и примеры. Спор, более чем на полвека разделивший логиков, методологов и обществоведов, сформировал, по мнению А. Шютца, две школы:
1. Теоретики первой школы утверждают, что методы естественных наук являются единственно научными методами, поэтому они долж-
ны быть полностью применимы к исследованию человеческих проблем, однако обществоведы до сих пор не смогли разработать объяснительную теорию, сопоставимую по точности с той, что была разработана естественными науками. Ясно, что в сфере философской теоретики первой школы близки позитивизму. Во второй половине XIX в. позитивистские идеи овладевали великими умами. Скажем, на Ф. Ницше во второй период его творчества52 оказала сильное влияние как раз философия позитивизма, в особенности в той форме, какая ей была придана английскими эволюционистами: на этом базировалась историческая критика всех ценностей53. Это тот подход, который М. Вебер впоследствии назвал «расколдованием мира». И до сего дня такой взгляд не только существует, но и преобладает в сознании народов цивилизованных стран. Он приводит в конечном счете к нигилизму, который Ф. Ницше назвал dieser unheimlichste aller Gaste54.
Одно из показательных, можно сказать даже, демонстративных проявлений естественнонаучного осмысления общества — социальная синергетика55. Конечно, социальная синергетика может дать определенные результаты в постижении общества, но они учитывают только ту сторону социальной реальности, которая ограничивается миром необходимости. Мир свободы социальной синергетикой не схватывается, редуцируясь к случайности.
2. Теоретики второй школы утверждают, что существует фундаментальное различие в структуре социального мира и мира природы. Методы общественных наук принципиально отличны от методов естественных наук. Общественные науки — идиографичны. Они характеризуются индивидуализирующей концептуализацией и нацелены на единичные ассерторические утверждения56. Естественные науки— но-мотетичны. Они характеризуются генерализующей концептуализацией и нацелены на аподиктические утверждения57. Эти утверждения должны иметь дело с постоянными отношениями величин, которые могут быть измерены и подтверждены экспериментально. В общественных науках ни измерение, ни эксперимент не осуществимы. Естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, общественные науки — с психологическими и интеллектуальными. Метод естественных наук состоит в объяснении, метод общественных наук —в понимании58.
Далее мы увидим, что различные модели социального, даже фиксируя две указанные стороны общества, ставят различные акценты в рассмотрении социума. Натуралистическая и деятельностная модели (с рядом оговорок — в марксистском варианте59) используют номоте-тический подход и равняются на естествознание, а реалистическая60 и феноменологическая модели тяготеют к идиографии, хотя каждая и
исходит из различных посылок, и применяет идиографический подход по-своему.
Та проблема, которую мы обсуждали в 1-й главе относительно различия социальной философии и социологии, здесь приобретает конкретность. Теперь понятно, что пафос социологии в том, чтобы рассматривать общество именно в рамках первой школы, т.е. номотети-чески, по образу и подобию любых систем, в первую очередь биологических. Методы естественных наук, с точки зрения социолога, могут и должны быть использованы применительно к обществу. Социальная философия, хотя и не может стать полностью на идиографическую позицию второй школы, пытается сопоставить два этих видения социального мира.
Наша цивилизация все время побуждает нас «сползать» к естественнонаучному типу рассуждений. Показателен здесь методологиче-. ский самоанализ А. Тойнби: «...мы использовали методологию классической физики. Мы строили рассуждение в абстрактных терминах и проводили эксперимент с природными феноменами — силой инерции, расой, средой. Теперь, по завершении анализа, мы видим, что ошибок больше, чем достижений. Пора остановиться и задуматься, нет ли в самом нашем методе какой-то существенной ошибки. Может быть, под влиянием духа нашего времени мы незаметно для себя оказались жертвами ,неодушевленных вещей", против чего сами же и предостерегали в начале исследования? Действительно, разве мы не применяли к исследованию истории метод, выработанный специально для исследования неодушевленной природы? Предпринимая последнюю попытку решить стоящую перед нами задачу, двинемся по пути, указанному Платоном. Отрешимся от формул Науки и вслушаемся в язык Мифологии»61.
С точки зрения Б.Кроче, ситуация не столь драматична: «Обычно тех, кто культивирует идеи, противопоставляют тем, кто культивирует факты. Говорят соответственно — платоники и аристотелики. Однако если культивировать что-то всерьез, то платоники будут ари-стотеликами, ибо вместе с идеями надо выращивать и факты. Если аристотелики серьезно культивируют факты, то они же суть и платоники. Ведь как же с фактами не вынашивать идеи? Нет существенной разницы: часто бываем мы изумлены как глубоким проникновением в суть факта со стороны „культиваторов идей", так и провидческой философией так называемых радетелей и собирателей фактов»62.