Методика «Предложения».

Данная методика направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция. «Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на буквы Д, М, Т».

Время выполнения –8 мин.

Обработка результатов.Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями. Средние значения дивергентной продуктивности у детей 10 лет составляют 4,2 – у мальчиков и 5,2 – у девочек.

Методика «Две линии».

Эта методика направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале.

Инструкция. «Используйте обе линии, только по одному разу для изображения серии фигур»

Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов.Подсчитывается количество рисунков без повторений. Один балл за каждый вариант.

Средние значения дивергентной продуктивности у детей 10 лет составляют 19,4 – у мальчиков и 17,4 – у девочек.

Методика Вартега «Круги».

Инструкция. «На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга; использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков».

Обработка результатов.

1. Подсчитывается показатель беглости мышления (общее количество рисунков). За каждый рисунок начисляется 1 балл. Средние значения беглости для мальчиков 10 лет – 11,7, для девочек – 14,3.

2. Гибкости мышления – количество классов рисунков. За каждый класс начисляется 1 балл. Полученные результаты сравниваются со средними значениями (мальчики – 4,3, девочки – 4,6).

Рисунки группируются по классам:

· природа;

· предметы быта;

· наука и техника;

· спорт;

· декоративные предметы;

· человек;

· экономика;

· вселенная.

3. Оригинальность мышления. За каждый редко встречающийся рисунок начисляется 2 балла.

Литература

Основная литература:

1. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с. – («Высшее профессиональное образование –Психология»).

Дополнительная литература:

1. Айзенк Г. Классические IQ тесты. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с.

2. Акинина С.П., Сысоева Н.Ю., Юрчук С.И., Суховершина Ю.В. Практикум по психофизиологии. – М.: МОСУ, 2003.

3. Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. – М., 2010.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

5. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие. – М., 2009.

6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля. – М.: СМЫСЛ, 1993. – 31 с.

7. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб., 2004.

8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

10. Ванштейн Л. Общая психология: учебник. – Минск, 2009.

11. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. – М., 2008.

12. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М., 2009.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания: хрестоматия. – М., 2008.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий: хрестоматия. – М., 2008.

16. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии. – М., 2009.

17. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти: хрестоматия по психологии. – М., 2008.

18. Глуханюк Н.С. Общая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2009.

19. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике – М.: МПСИ, 2003.

20. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: практикум по общей психологии. – М.: УМК «Психология», 2005. – 320 с.

21. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

22. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.

23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000.

24. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2009.

25. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

26. Константинов В.В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен – СПб: Питер, 2010.

27. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. – М.: Ин-т психологии РАН, 1997.

28. Крылов А.А. Психология. – М., 2009.

29. Кутейников А. Математические методы в психологии. – СПб: Речь, 2008.

30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2010.

31. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.

32. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2007.

33. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2010.

34. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2010.

35. Марилов В.В. Практикум по общей и медицинской психологии: учеб. пособие. – М.: РУДН, 2009.

36. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2010.

37. Митина О. Разработка и адаптация психологических опросников. – М., 2011.

38. Никандров В.В. Психология: учебник. – М., 2009.

39. Носс И.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие для высших учебных заведений. – М., 2010.

40. Нуркова В.В. Общая психология: в 7 т. Т. 3. Память. – М., 2008.

41. Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения. – М.: СМЫС», 1993. – 18 с.

42. Познавательные психические процессы. Хрестоматия / Сост. и общая ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

43. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2003.

44. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Ред.-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара, БАХРАХ-М, 2000.

45. Психические состояния: хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

46. Психология мышления: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова и др. – М., 2008.

47. Рибо Т.А. Психология внимания. – М., 2011.

48. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / Под. ред. К.М. Романова. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МПСИ, 2002. – 320 с.

49. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.

50. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. – Обнинск: Принтер, 1993. – 19 с.

51. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. – М.: СМЫСЛ, 1992. – 21 с.

52. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): методическое пособие. – М.: ИПРАН, 1997. – 50 с.

53. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2010.

54. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

55. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – М.:МПСИ, 2004. – 216 с.

56. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. – М., 2009.

57. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – М., 2010.

58. Сысоева Н.Ю., Юрчук С.И. Методики психодиагностики познавательных процессов: учеб. пособие. – М.: МОСУ, 2001. – 64 с.

59. Сысоева Н.Ю., Юрчук С.И. Проективные методики психодиагностики. – М.: МОСУ, 2002.

60. Феоктистова С.В. Психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2009.

61. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб: Питер, 2008.

62. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. – М.: МОСУ, 1995. – 206 с.

63. Эксперимент. Психологический практикум. Богданова Т.Г. и др. – М.: Аспект Пресс, 2002.

64. Экспериментальная психология: практикум / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М., Аспект-Пресс, 2002.

Интернет-ресурсы:

1. Журнал «Популярная психология» // http://www.popsy.ru/.

2. Заметки о психологии человека // http://psiman.ru/.

3. Лицом к лицу с психологией // http://psy-vis.ru/.

4. Психология на русском языке // http://www.psychology.ru/.

5. Флогистон: психология из первых рук // http://flogiston.ru/.

Контрольные вопросы

1. Подходы к классификации методов психологического исследования: организационные методы.

2. Подходы к классификации методов психологического исследования: эмпирические методы.

3. Методы определения самооценки и ее структурных компонентов.

4. Уровень притязаний и его экспериментальное исследование.

5. Исследование самосознания с помощью проективных методов.

6. Исследование уровня самоактуализации и ее составляющих.

7. Диагностика особенностей мотивационно-потребностной сферы.

8. Определение соотношения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи.

9. Исследование афилиативной потребности (стремления к принятию и страха отвержения) и мотивации одобрения.

10. Оценка актуальности различных потребностей личности по соответствующим опросникам.

11. Изучение подсознательных тенденций в мотивационно-потребностной сфере с помощью проективных методов.

12. Исследование преобладающей направленности личности.

13. Исследование психодинамических свойств с помощью опросников.

14. Определение типа темперамента.

15. Определение ведущей репрезентативной системы.

16. Исследование личностных черт и составление профиля личности.

17. Определение типа акцентуации характера.

18. Изучение общих и специальных способностей.

19. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний.

20. Определение структуры эмоциональных ценностей по Додонову.

21. Методы изучения воли.

22. Методики самооценки волевых свойств.

23. Исследование произвольности и самоконтроля.

24. Методы исследования организованности, терпеливости и решительности.

25. Исследование концентрации, переключения, распределения и устойчивости внимания.

26. Методы определения абсолютных и относительных порогов чувствительности.

27. Исследование индивидуальных особенностей восприятия.

28. Сравнительное исследование особенностей непосредственного и опосредованного запоминания, воспроизведения и узнавания.

29. Исследование факторов, влияющих на запечатление и сохранение материала в памяти.

30. Определение преобладающего вида мышления (наглядно-образного или вербально-логического, конвергентного или дивергентного).

31. Определение скорости, самостоятельности и гибкости мышления.

32. Оценка воображения по методикам:

· «Несуществующее животное».

· «Свободный рисунок».

· «Продолжение рассказа».

· «Составление предложений» и др.