Методика «Пиктограмма».

Была предложена А.Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. Испытуемому дают лист бумаги формата А4, карандаш и произносят текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь то, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв».

Испытуемому предъявляется следующий набор понятий:

1. веселый праздник;

2. тяжелая работа;

3. вкусный ужин;

4. болезнь;

5. печаль;

6. счастье;

7. любовь;

8. развитие;

9. разлука;

10. обман;

11. победа;

12. подвиг;

13. вражда;

14. справедливость;

15. сомнение;

16. дружба.

 

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их можно немного варьировать, т.е. сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Если испытуемый жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать рисовать, что полегче. Если испытуемый легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:

Заданные выражения Рисунок и объяснения испытуемого Воспроизведение спустя час
     

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли он устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор уточняет характер изображения, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, фиксируя при этом разъяснения и замечания испытуемого. Затем листок с рисунками откладывают в сторону и спустя час предлагают испытуемому вспомнить заданные слова. Обязательно следует спросить, как удалось вспомнить слово, чем помог рисунок.

При интерпретации пиктограммы обращают внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» кровать; для слов «вкусный ужин» стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Учитываются факторы конкретности абстрактности, формальности индивидуальной значимости, стандартности – оригинальности и адекватности.

К конкретным образам относят рисунки, содержащие изображение конкретной ситуации (например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг»). Атрибутивные образы выбираются по принципу принадлежности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, салют, шарик и т.п. Здесь уже нет попытки изобразить ситуацию, связанную с ним. К метафорическим относят образы, где абстрактная ассоциация выражается через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе лежит литературный образ. Примерами таких образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»).

Геометрические символы, отражающие пространственные характеристики или эмоциональный компонент понятия (стрелки, расходящиеся в сторону на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость», знак «–» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»), относят к абстрактным.

В индивидуально значимых образах реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, в них могут проецироваться актуальные переживания. Такие образы могут содержать изображения объектов, вызывающих у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием, сцены с изображением самих испытуемых. Так, например, испытуемый говорит: «Вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша», «Веселый праздник» – у меня праздников не бывает», «Справедливость» – со мной поступили несправедливо» и т.п. Такая эгоцентричность восприятия наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально значимые слова.

Множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствует об обстоятельности мышления, склонности к детализации. Такие испытуемые рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы; к слову «разлука» – конверт, паровоз или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» – диаграмму роста, растение или яйцо. Такие образы действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциаций достигают такой степени, что к разным словам испытуемые рисуют лишь черточки, галочки.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования, – это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти с методами заучивания десяти слов и пиктограммы. Если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение может наблюдаться у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти испытуемого можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова (иногда воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов).

Пиктограмму следует оценивать в целом, т.е. по общему характеру выбираемых образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей.

5. Методы исследования внимания.

Методика «Счет по Крепелину».

return false">ссылка скрыта

Направлена наисследование устойчивости волевых усилий, концентрации внимания и кривой работоспособности.

Для проведения исследования необходимы бланки с напечатанными на них длинными рядами пар цифр, которые следует сложить.

Испытуемому дают инструкцию складывать цифры, расположенные одна под другой, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если сумма двух цифр составляет 12, то записывать надо только 2. Испытуемого предупреждают, что он должен складывать цифры до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». После этого он должен перейти на следующую строчку.

Обычно испытуемому предлагают складывать не менее 10 строчек (на каждую строчку дается по 30 секунд). Такое построение эксперимента позволяет выявить темп работы испытуемого, его внимание, а также наличие утомляемости.

Результаты оценивают по количеству сложенных чисел и допущенных при этом ошибок. Графически изображают кривую работоспособности, которая отражает равномерность темпа выполняемого задания, период врабатываемости, наличие истощаемости.

В норме «кривая работы» имеет типические формы. Обычно первый отрезок не показывает наивысшей продуктивности, только на втором–третьем отрезке достигается повышение продуктивности. Это и есть период врабатываемости. За этим следует несколько отрезков, в которых продуктивность варьирует незначительно, что отражает зону естественных волевых колебаний на уровне достигнутого упражнения – период упражняемости. Начиная с шестого–седьмого отрезков, отмечается тенденция к снижению продуктивности – период истощаемости. Если испытуемый знает, что конец работы приближается, то обычно на предпоследнем–последнем отрезках отмечается новый подъем производительности – ускорение, по которому можно судить о «конечном волевом усилии». Если выразить эти данные в процентах, приняв показатель первого отрезка за 100 %, то получится следующая типическая кривая: 100, 107, 115, 117, 113, 111, 106, 107, 101, 109.

 

Корректурная проба.

Методика выявляет колебания внимания испытуемых по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применяется для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания и т.д. При проведении методики следует учитывать состояние зрения испытуемого; при недостаточном или не корригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других испытуемых.

Для проведения методики необходимы бланки и секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы.

Испытуемому дается инструкция: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать буквы «К» и «Р». Иногда я буду ставить на вашем бланке черточки. Это отметка времени, не обращайте внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает сигнал начать тестирование. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать ему.

Общая длительность проведения исследования определяется в зависимости от задачи исследования (10, 5 или 3 минуты).

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке. С помощью такого «ключа» производится проверка правильности работы испытуемого следующим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и, передвигая линейку, сравнивают строчку за строчкой.

Наибольшую трудность при оценке результатов работы представляет сочетание показателей ее скорости и точности. Число просмотренных за минуту знаков и есть показатель скорости. Число ошибок, допущенных за ту же минуту, и будет показателем точности. Попытки с помощью разных формул сочетать показатели скорости и точности в одну величину малоэффективны. Гораздо более показательны простые графики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы). Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость испытуемого (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), колебания того или иного показателя.