Опосредованное запоминание (по Леонтьеву).

Эта методика применяется для исследования опосредованной памяти и особенностей ассоциаций испытуемых.

Для проведения методики необходимо иметь набор карточек с изображением различных предметов (размером 5 х 5 см) и серии слов для запоминания. На практике чаще всего используют наборы карточек третьей и четвертой серии. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует, поскольку методика очень тщательно апробирована.

Набор карточек третьей серии: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания в третьей серии: свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога.

Четвертая серия несколько труднее, но и интереснее для выявления особенностей мышления.

Набор карточек четвертой серии: полотенце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания четвертой серии: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

Инструкция. Перед испытуемым раскладываются рядами все 30 карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Затем говорят: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы легче было запоминать слова, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек (такую, чтобы она помогла вспомнить заданное слово). Например, первое слово, которое нужно запомнить, – «дождь». Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». Когда испытуемый выбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напоминает дождь?» Если испытуемый приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать начиная с третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладываются в сторону. Спустя 40 минут испытуемому показывают по одной из этих карточек в перемешанном порядке и просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана. Нужно обязательно узнать, как удалось вспомнить или чем эта карточка напомнила заданное слово.

Интерпретация результатов. Истолкование А.Н. Леонтьева направлено на сопоставление непосредственного и опосредованного запоминания у взрослых и детей разного возраста. Индивидуальные особенности с помощью этой методики им не изучались. Совершенно неважно, какую именно карточку выберет исследуемый; связь между словом и карточкой может носить и сугубо личный характер.

Так, например, для запоминания слова «молоко» исследуемый может выбрать рисунок коровы, так как корова дает молоко, рисунок хлеба, так как хлеб едят с молоком, рисунок стакана, так как в него можно налить молоко. Наконец, испытуемый может выбрать образ дерева, но объяснить, что дерево напоминает ему о сельской жизни, а будучи в селе, он всегда пил молоко.

Здесь нет правильного и неправильного выбора, важно лишь то, что исследуемый установил содержательную смысловую связь между заданным для запоминания словом и изображенным на карточке.