Территориальные внебюджетные фонды

 

Вопрос о внебюджетных фондах органов местного управления в нашей стране возник еще в конце 1970-х годов. Целесообразность и возможность форми­рования таких фондов была предложена и обоснована Г.Б. Поляком в работах На­учно-исследовательского финансового института Минфина СССР.

При проведении в начале 1980-х годов экономического экспе­римента в г. Поти, предусматривавшего сочетание отраслевого и территориального принципов в управлении предприятиями, распо­ложенными на территории, Г.Б. Поляком впервые были апробиро­ваны на практике разработанные им методические реко­мендации по формированию и использованию средств внебюджетных фондов.

Результаты этого опыта были положительно оценены в дирек­тивных доку­ментах правительства о Поти иском экономическом эксперименте. В 1986 г. в по­становлении Совета Министров СССР о расширении прав и полномочий местных Советов последним бы­ло разрешено формировать такие фонды. С тех пор органи­зация внебюджетных фондов на областном, районном и городском уров­нях стала повсеместной.

Функционирование таких фондов было зафиксировано в зако­нодательных ак­тах СССР, РСФСР, в Законе РФ «Об общих прин­ципах организации местного са­моуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

Территориальные внебюджетные фонды формировались за счет следующих источников:

1) добровольных взносов юридических и физических лиц;

2) доходов от аукционов;

3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использова­ние природных ресурсов и другие нарушения природо­охранного законодатель­ства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причинен­ный ущерб;

4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, ком­пенсирующих причиненный при этом ущерб.

Территориальные внебюджетные фонды создавались на основа­нии решений территориальных представительных органов власти. В соответствии с их реше­нием исполнительные органы власти от­крывали в банках специальные счета для хранения средств, посту­пающих в фонды. Для управления фондом создавались коллегиаль­ные органы, состоящие из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальные органы принимали решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды средства направлялись на рас­ходы, связан­ные:

1) со строительством на кооперативных началах объектов соци­ально-быто­вого назначения;

2) с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитирован­ных расходов), а также на финансирование плановых затрат в случае невыполне­ния планового размера доходов;

3) с перерасходами установленных смет и нормативов. Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание территориальных внебюджетных фондов в населенных пунктах со­действовало:

• концентрации средств организаций и местных органов и на­правление их на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

• усилению заинтересованности местных органов в результа­тах своей хо­зяйственной деятельности;

• укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придавало необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и пла­новых задач;

• более эффективному использованию материальных и фи­нансовых ресур­сов нашего общества;

• усилению экономической связи местных органов с органи­зациями, распо­ложенными на подведомственной им терри• освобождению предприятий от вы­полнения не свойствен­ных им функций по развитию местного хозяйства;

• расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и дис­пропорции внутри ин­фраструктуры;

• росту влияния местных органов власти на развитие отдель­ных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предпри­ятий, организаций и уч­реждений, что создавало необходимые условия для их дина­мичного развития;

• повышению уровня обслуживания и совершенствования ус­луг, оказывае­мых населению.

Однако к середине 1990-х годов в связи с тем, что центральные органы власти утратили контроль за формированием и использова­нием территориальных вне­бюджетных фондов, было принято реше­ние о их ликвидации и включении всех мобилизуемых в эти фонды средств в бюджеты в виде целевых бюджетных фон­дов.

Во всех странах существует практика передачи юридическими и физиче­скими лицами добровольных взносов на развитие населен­ных пунктов. В США, Англии, Франции, Германии и других стра­нах есть меценаты – физические и юри­дические лица, есть обще­ственные фонды, за счет средств которых проводятся большие рас­ходы на общественные нужды. Эти средства поступают в террито­ри­альные внебюджетные фонды, а затем используются на строи­тельство обществен­ных объектов, их оснащение, оказание помощи малоимущим и т.д.

По мере развития экономики в нашей стране, роста ВВП, уве­личения числа лиц с высокими доходами будут увеличиваться воз­можности для меценатства.