Территориальные внебюджетные фонды
Вопрос о внебюджетных фондах органов местного управления в нашей стране возник еще в конце 1970-х годов. Целесообразность и возможность формирования таких фондов была предложена и обоснована Г.Б. Поляком в работах Научно-исследовательского финансового института Минфина СССР.
При проведении в начале 1980-х годов экономического эксперимента в г. Поти, предусматривавшего сочетание отраслевого и территориального принципов в управлении предприятиями, расположенными на территории, Г.Б. Поляком впервые были апробированы на практике разработанные им методические рекомендации по формированию и использованию средств внебюджетных фондов.
Результаты этого опыта были положительно оценены в директивных документах правительства о Поти иском экономическом эксперименте. В 1986 г. в постановлении Совета Министров СССР о расширении прав и полномочий местных Советов последним было разрешено формировать такие фонды. С тех пор организация внебюджетных фондов на областном, районном и городском уровнях стала повсеместной.
Функционирование таких фондов было зафиксировано в законодательных актах СССР, РСФСР, в Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.
Территориальные внебюджетные фонды формировались за счет следующих источников:
1) добровольных взносов юридических и физических лиц;
2) доходов от аукционов;
3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;
4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.
Территориальные внебюджетные фонды создавались на основании решений территориальных представительных органов власти. В соответствии с их решением исполнительные органы власти открывали в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создавались коллегиальные органы, состоящие из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальные органы принимали решение об использовании средств фонда.
Мобилизованные в такие фонды средства направлялись на расходы, связанные:
1) со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;
2) с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также на финансирование плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;
3) с перерасходами установленных смет и нормативов. Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.
Создание территориальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействовало:
• концентрации средств организаций и местных органов и направление их на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
• усилению заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
• укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придавало необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
• более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
• усилению экономической связи местных органов с организациями, расположенными на подведомственной им терри• освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;
• расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;
• росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создавало необходимые условия для их динамичного развития;
• повышению уровня обслуживания и совершенствования услуг, оказываемых населению.
Однако к середине 1990-х годов в связи с тем, что центральные органы власти утратили контроль за формированием и использованием территориальных внебюджетных фондов, было принято решение о их ликвидации и включении всех мобилизуемых в эти фонды средств в бюджеты в виде целевых бюджетных фондов.
Во всех странах существует практика передачи юридическими и физическими лицами добровольных взносов на развитие населенных пунктов. В США, Англии, Франции, Германии и других странах есть меценаты – физические и юридические лица, есть общественные фонды, за счет средств которых проводятся большие расходы на общественные нужды. Эти средства поступают в территориальные внебюджетные фонды, а затем используются на строительство общественных объектов, их оснащение, оказание помощи малоимущим и т.д.
По мере развития экономики в нашей стране, роста ВВП, увеличения числа лиц с высокими доходами будут увеличиваться возможности для меценатства.