КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ США, ОСНОВАННАЯ НА «СЛОВАРЕ НАЗВАНИЙ ПРОФЕССИЙ»
0 — профессиональная и менеджерская (управленческая) деятельность:
— от 0 — 0 до 0 — 3: профессиональная деятельность;
— от 0 — 4 до 0 — 6: полупрофессиональная деятельность;
— от 0 — 7 до 0 — 9: менеджерская и служебная деятельность.
1 — канцелярская деятельность и деятельность по продаже:
— от 1 — 0 до 1 — 4: канцелярская и родственная с ней деятельность;
— от 1 — 5 до 1 — 9: продажа и родственная с ней деятельность.
2 — деятельность по обслуживанию:
— 2 — 0: домашнее обслуживание;
— от 2 — 2 до 2 — 5: личное обслуживание;
— 2 — 6: обслуживание, связанное с защитной деятельностью;
— от 2 —8 до 2 —9: работники по обслуживанию зданий и портье.
3 — деятельность в сельском хозяйстве, рыбном промысле, лесном хозяйстве и родственные с ними виды деятельности:
— от 3 — 0 до 3 — 4: сельскохозяйственная, садовая и родственные с
ними виды деятельности;
— 3 — 8: деятельность в рыбном промысле;
— 3 — 9: деятельность в лесном хозяйстве (кроме лесоза-
готовки), охота и ловля.
4 и 5 — квалифицированная деятельность.
6 и 7 — полуквалифицированная деятельность. 8 и 9 — неквалифицированная деятельность.
Квалификация работ основывается на умении (навыке) и обучении, которые требуются при конкретной работе. Словарь полезен для цели знакомства клиента с разнообразием видов деятельности, их взаимосвязями, видами работ, выполняемых при каждой деятельности и их месте в структуре производства.
Миннесотские профессиональные рейтинговые тесты [228] распределяют 432 профессии в соответствии с семью способностями. Вэтой классификации представлено 214типовдеятельнос-ти, которые могут учитываться консультантом для того, чтобы подобрать профессию для лиц, имеющих различные показатели, в соответствии с их склонностями. Хотя применение в профессиональном консультировании такой схемы может привести ктому, что консультант согласно формуле устанавливает жесткие границы для человека, однако это полезно для расширения горизонтов клиента, если тесты используются с чрезвычайной осторожностью. Подобное предупреждение относится к использованию в начальном периоде части IV словаря профессиональных названий. Часть IV может быть очень полезной для определения области профессий начального уровня, базирующихся на хобби, частичной занятости и интересах. Одной из наиболее новых и перспективных схем для классифи- I кации профессий является классификация Рои [247] по двум на- [ правлениям и восьми группам. Группы указывают первичный фо- \. кус активности, а также шесть уровней умений, обучения и степени автономности. Табл. 4 основана на оригинальной работе Рои и ее модификации [214]. В табл. 4 указаны заголовки групп профессий, уровни функций и иллюстрации по профессиям.
Служба занятости США, проводящая профессиональные исследования, намеревается создать объединенную профессиональную структуру [101]. Классификация основывается на том предположении, что работающие люди связаны с предметами, информацией и другими людьми в различной степени. Поэтому основное внимание будет уделяться тому, что работающий делает наработе. Виды работ разделены в соответствии с 8 компонентами, некоторыми из которых являются: интересы, склонности, темперамент, уровень образования и выполняемая ранее работа. Двадцать шесть рабочих функций, таких как вычисление, анализ, копирование, оценены и организованы в иерархию в соответствии с требованиями к каждой работе, а не в соответствии с уровнем умений. Например, сантехник получает вес в 6 баллов по точности работы,
3 — по вычислениям и 1 — по пониманию инструкций [101]. Это направление исследований является многообещающим при профессиональном консультировании, особенно в отношении тех профессий, которые требуют специфического обучения, а не общего предварительного обучения.
Схемы классификаций профессий полезны для консультанта, так как являются средством ориентации клиента в отношении его профессиональных целей на уровне, который может быть понятен клиенту. Кроме того, они представляют ценность из-за предлагаемых профессиональных целей, которые иначе могли быть пропущены при систематическом поиске подходящей профессии.
Консультант нуждается в информации о различных профессиях, которые рассматриваются его клиентом, чтобы описать клиенту, какие требования в зависимости от профессии будут к нему предъявлены. Из исследований Гинзберга [124] и Супера [299] становится очевидным, что не столько внешняя объективная реальность профессии, сколько субъективное восприятие или идеализация профессии клиентом определяют профессиональный выбор. Следовательно, существует большая потребность в пере-дачеточных и обширныхсведений оработе клиенту. Большая часть такой информации содержится в обзорном анализе работ, первично выполненном Комитетом трудовой статистики США. Специфическими видами информации о карьере, нужной для профессионального консультирования, являются следующие: возможности (текущие и долговременные), компенсация (заработная плата и дополнительные выгоды), часы работы (число и регулярность), начальный уровень, сопутствующая деятельность, квалификация и ограничения (половые, физические характеристики, семейный статус, лицензирование, сертификация, экзамены, специальные личные качества, требования к подготовке).