ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Концепции и вопросы

Диагностика в медицинском смысле слова подразумевает ана­лиз симптомов, установление причин, обобщение наблюдений и классификацию их по укрупненным категориям, наконец, соот­несение конкретных терминов с проявлениями болезни. Психиа­трическая или психологическая диагностика — это процесс вы­яснения причин и обозначения комплексов симптомов специаль­ными терминами, такими как шизофрения, недостаточная готовность или тревожное состояние. Однако в психологии нет однозначных аналогов для таких медицинских понятий как диф­терия или тромбоз, характеризующихся четкой этиологией. При заболеваниях медицинская диагностика обязательно предшест­вует лечению.

Однако в области психологии диагностический процесс имеет несколько смысловых слоев и не столь однозначен, как в медицине. Психологическая диагностика в общем случае под­разумевает установление проблемы или состояния клиента в данный момент, выяснение возможных причин затруднений, определение подходящей консультационной техники для реше­ния проблемы и предсказание вероятных итогов консультиро­вания или поведения клиента в дальнейшем.

Психодиагностика может означать, прежде всего, описатель­ную классификацию или таксономию проблем, сходную с психи­атрической классификацией неврозов, психозов и расстройств структуры характера. Этот процесс часто называют «дифферен­циальной диагностикой», в ходе которой клиницист старается дифференцировать, отделить одни проявления болезни от дру­гих. Разнообразные схемы классификации были предложены для различных типов патологического поведения. Руководство Аме­риканской психиатрической ассоциации по типам неврозов, пси­хозов и расстройств структуры характера является стандартным нозологическим (От «нозология» — систематическая классифи­кация и номенклатура заболеваний. — Прим. перев.) справочни­ком для таких патологий [7].

Рассматривая непатологические классификации, применя­емые в консультировании, Уильямсон [320] предложил класси­фикацию социологического типа с пятью категориями: «лично­стные», «учебные», «профессиональные», «финансовые» и «ме­дицинские» проблемы. Бордин [39], пытаясь выявить источник, а не тип затруднений, сформулировал такие пять категорий: от­сутствие проблем, недостаток информации, зависимость, внут­ренний конфликт и тревожность выбора. Пепински [231] пред­ложил сходный набор категорий для студенческих проблем, втом числе: недостаток уверенности, недостаток информации, недостаток умений, зависимость, внутренний конфликт (меж­личностный, внутриличностный, культуральный) и озабочен­ность выбором. Робинсон [246] развил простую систему из трех категорий, основанную на темах для обсуждения: проблемы адап­тации (эмоциональные и неэмоциональные), усвоение навыков и недостаток зрелости.

Диагностическая классификация клиентов необходима, главным образом, для исследования и обсуждения в профес­сиональной среде, хотя отсутствие основной согласованное- ; ти по измерению личности и личностных проблем в принципе \ затрудняет такое обсуждение. В последнее время мало внима- \ ния уделялось созданию классификации клиентов или их ;. проблем с точки зрения причин. Как отмечает Пепински [231], анализ журналов консультаций показывает высокую надеж- [■ ность классификации проблем у клиентов согласно его схе- ' ме, но это оказалось недостаточно полезным при проведении \ консультаций.

Диагностические категории могут быть полезны для опреде­ленных манипуляций и оказания специфической помощи, та­кой как корректирующая терапия в случае проблемы медлен­ного чтения, но из-за своей чрезмерной упрощенности они не слишком полезны для консультанта, ставящего перед собой за­дачу понять индивидуальность клиента.

Лаконичные ярлыки, такие как «невротик», мало помогают как самому консультанту, так и клиенту, поскольку имеют тен­денцию подгонять индивидуальность под стереотип, который может и не соответствовать психологической динамике конкрет­ного клиента. Если уж такого рода обозначения представляют­ся необходимыми, предпочтительней описательные предложения, а не стандартные термины. Такого рода понимание — всего лишь одна из основ для применения наиболее подходящей техники кон­сультаций или психотерапии.

Одна из важнейших проблем создания диагностических ка­тегорий состоит в надежности классификации. Одно из иссле­дований Эша [15] показало, что надежность диагностики в тер­минах патологических категорий удручающе мала, хотя это ис­следование подверглось суровой критике из-за неадекватности рассматриваемых в нем категорий. В более позднем исследова­нии достоверности психиатрической классификации Шмидт и Фонда [266] выявили высокую надежность, причем исследова­тельские методы удовлетворяли обычным стандартам. Принци­пиальное ограничение для подобных исследований лежит в об­ласти семантики, так как для окончательного решения вопроса о надежности диагностики необходимо выработать более логич­ную классификацию патологий.

Второй смысл термина «диагностика» в консультировании сводится к интерпретации полученных данных о клиенте, что иногда называется «структурной диагностикой». Уильямсон [320] употребляет этот термин, подразумевая «повторяющиеся модели», которые помогают объяснить или описать поведение клиента. Диагностика — это предпринимаемый вслед за ана­лизом данных шаг, во время которого консультант выбирает из массива полученных данных релевантные факты, образующие основу для прогноза и планирования дальнейшего хода кон­сультаций или психотерапии. С помощью умозаключений кон­сультант способен раскрыть в имеющихся данных новые смыс­лы, которые сможет использовать при терапевтическом пла­нировании или непосредственно проинтерпретировать для клиента. Такой рационалистический подход к диагностике предполагает, что поведение подчиняется определенным зако­номерностям и логически последовательно. Этот подход был создан в первую очередь для консультаций студентов по лич­ным проблемам, сводящимся, главным образом, к вопросам планирования профессиональной деятельности и получения образования.

Клопфер [172] подчеркивает, что при диагностическом ис­следовании важно собирать описательную информацию об ис­пользуемых защитах, о сильных сторонах личности и благопри­ятных факторах, а нетолько перцепционные, концептуальные и аффективные признаки патологии. Такая практика соответствует тенденции осуществлять психодиагностику в качестве опи­сательного, а не классификационного процесса.

Торн [303], рассматривая проблемы диагностики с еще бо­лее выраженной клинической точки зрения, настаивает, что, прежде чем планировать и осуществлять «рациональную тера­пию», необходимо поставить точный диагноз. В связи с этим он предлагает тщательно выверенную процедуру для «акта вы­несения клинического суждения» в психотерапии. При этом Торн в значительной степени полагается на тесты в качестве диагностического средства при консультировании и психоте­рапии.

Торн [304] связывает свое определение понятия личност­ного диагноза с концепцией личностной интеграции, которая представляет собой динамический процесс организации и уни­фикации бихевиорального поля, а также феноменологическую характеристику, отражающую статус личности с точки зрения ее организованности. Диагностический процесс отчасти состо­ит в понимании различных уровней организации, существую­щих в каждый данный момент. При диагностическом иссле­довании личность анализируется на предмет выявления того, характеризуются ли психобиологические подструктуры полно­ценностью и поддерживают ли они высшие функции, адекват­но ли удовлетворяются глубинные побуждения и интегрирова­ны ли они с требованиями окружающей среды, способна ли личность пользоваться своими индивидуальными ресурсами для решения жизненных задач. Оценивая степень интеграции, диа­гност рассматривает различные организационные уровни, ко­торые используются личностью при работе со своей жизненной ситуацией, — от простейших биологических процессов (пище­варение, дыхание) и вплоть до комплексного научения и лич­ного стиля жизни.