Сексуальные аномалии как девиантное поведение.

Сексуальные аномалии – это любое сексуальное поведение, считающееся в обществе отклонением от нормы. В различных словарях можно встретить и термин «парафилия» - достижение полового удовлетворения с помощью необычных или культурно неприемлемых стимулов; обычно это понятие используют как синоним половых отклонений, девиаций. Многие авторы используют термин «сексуальные аномалии» специально для того, чтобы обозначить любое из ряда моделей сексуального поведения, которые являются статистически аномальными, когда они желают ясно показать, что не предполагается никакой патологии или извращения; например, они называют гомосексуализм или фетишизм половыми аномалиями.

При этом перверсии (перверзии), или извращения - считаются сексопатологами болезненными нарушениями направленности полового влечения или его удовлетворения. Тогда как половые девиации - не относятся многими специалистами-медиками к болезненным состояниям отклонения от общепринятых форм полового поведения.

Сексуальные аномалии могут выражаться в получении сексуального удовлетворения от контакта с определенными предметами (фетишизм) или проявляться в каких-либо определенных видах половой активности (например, садизм и эксгибиционизм), в результате которых человек получает сексуальное удовлетворение. То есть сексуальные аномалии – это неестественное сексуальное влечение к определенным объектам или видам деятельности (это могут быть дети, животные, даже чувство боли или унижения).

В различных культурах к сексуальным аномалиям относятся различные виды сексуального поведения; лечение имеющихся у человека отклонений проводится лишь в тех случаях, если они доставляют страдания самому человеку или окружающим его людям. Некоторые люди считают, что простая консультация специалиста может помочь им отрегулировать их сексуальное поведение. Другие же настаивают на лечении, чтобы добиться изменения своего сексуального поведения: в этом случае применяется терапия отвращения, а также кондиционирование, целью которого является формирование нормальных фантазий на сексуальные темы; это позволяет добиться появления у человека желаемого сексуального поведения. Единственным положительным эффектом от медикаментозного лечения является снижение слишком сильного полового влечения.

Для диагноза «парафилия» или «сексуальное отклонение» необходимы следующие условия:

- Сексуальные позывы или фантазии должны быть интенсивными и периодически повторяющимися.

- Человек должен либо следовать своим побуждениям, либо испытывать крайнее чувство вины и стыда в связи с ними.

- Сексуальные позывы или фантазии должны повторяться, по крайней мере, в течение полугода. Однако такой диагноз выносится в довольно редких случаях; этим расстройством страдают преимущественно лица мужского пола. До сих пор исследования еще не позволили точно определить причины парафилии и разработать соответствующие методы лечения.

Отнесение сексуальных предпочтений конкретного лица к тому или иному виду девиации затрудняется ещё и тем, что у многих субъектов отмечается не только сочетание отдельных симптомов разных девиаций, но и их тесное переплетение, взаимопроникновение и слияние в такие комплексы, которые не позволяют провести их однозначную идентификацию с известными видами отклонений в сексуальном поведении. Это положение усугубляется тем, что практически каждый «вид» сексуальной девиации помимо прочего может иметь ещё и оттенок гетеро-, гомо- или бисексуальных предпочтений.

 

Вопрос 3. Гомосексуализм и транссексуализм как медицинское и социальное явление. Либеральная и консервативная позиции.

Примером переплетения медицинских и социальных проблем является современная тенденция легализации гомосексуализма. С января 1993 года вступил в силу 10-й Пересмотр Международной классификации болезней. Впервые за все время существования периодических пересмотров гомосексуализм был выведен из категории "болезни" и определен как "сексуальная ориентация", которая, согласно Примечанию, сама по себе не рассматривается даже в качестве расстройства. Вслед за этим, в апреле 1993 года, принимается новая редакция статьи 121 Уголовного Кодекса РФ, где впервые, вопреки многовековой традиции, отсутствовало положение об уголовной ответственности за мужеложество. В новом Уголовном Кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 года, уголовная ответственность предусмотрена только за насильственные действия сексуального характера (статья 131). Известно, что еще в 1990 году Уголовный Кодекс относил гомосексуализм к "преступлениям против жизни, здоровья и достоинства личности". Еще в 1990 году медики квалифицировали гомосексуализм "как наиболее распространенное половое извращение". Каковы же основания происходящих изменений?

Определяющим основанием является развитие медицинского знания. В течении многих веков гомосексуализм рассматривался как половое извращение, не являясь при этом предметом медицинского исследования. В первой половине XIX века начинает распространяться отношение к гомосексуализму не как к форме полового пресыщения, а как к патологическому явлению.

Поставив вопрос о причинах гомосексуализма, медицинское знание отвечает на него, исходя из семи позиций. Первая, генетическая, согласно которой гомосексуализм - это наследственная патология; вторая, неврогенная, связывающая гомосексуализм с церебральными поражениями. С точки зрения эндокринного подхода, в основе гомосексуализма лежат эндокринные нарушения (например, опухоли коры надпочечников). Нейроэндокринная и внутриутробная модель объяснения выходит на уровень изменений гормональных процессов у формирующегося плода. Шестой, психоаналитический подход, объясняет гомосексуализм как следствие ранней фиксации на матери. Патологичность или инверсивность гомосексуализма у Фрейда не вызывала сомнения.

"Клинический портрет гомосексуализма" до сих пор не могут ему простить многие современные сексуальные либералы. Седьмая позиция до последнего времени доминировала в отечественной психиатрии. Это условно-рефлекторная или дизонтогенетическая концепция гомосексуализма, согласно которой "извращение психо-сексуальных ориентаций формируется в постнатальном периоде под влиянием средовых (психосексуальных) факторов на патологически измененной почве или вследствие неблагоприятных воздействий" .

П.Б. Ганнушкин в 1933 году писал: "Совершенно несомненно, что как правило у большинства людей до наступления половой зрелости половое влечение отличается большой неустойчивостью, особенно в отношении цели и объекта влечения. Параллельно с этим элементы нормального полового чувства постепенно атрофируются и замирают" .Практически все исследователи различают два вида гомосексуализма - активный (врожденный, "истинный") и пассивный (приобретенный, "средовой" или "культоральный"). Активный гомосексуализм составляет "стержневую группу", представленную от 1% до 4% у мужчин, и от 1% до 3% у женщин, которая воспроизводится с биологической необходимостью и является антропологической особенностью любой культуры, включая и древние. Степень же распространения гомосексуализма, т.е. рост показателей "приобретенных" гомосексуальных отклонений, напрямую зависит от культурных влияний, к которым относятся позитивные либеральные установки общества, "мода", негативизм по отношению к традиционной морали, основанной на Ветхом и Новом Завете и т.п.

Формой оправдания гомосексуализма для многих исследователей является идеализация языческой сексуальности. Например, доктор Д.Д. Исаев констатирует наличие гомосексуальных связей у античных богов - между Зевсом и Ганимедом, Апполоном и Гиацинтом, Ахиллесом и Петроклом, Гераклом и Хиласом. Ставится родственный диагноз Зенону, Сократу, Платону, Александру Македонскому и др. Понятие "эрос" истолковывается как "символ... гомосексуальных союзов" . Подобные изыскания не новы. И уже в 1909 году Г. Миллер в своем фундаментальном исследовании "Половая жизнь человечества" (СПб., 1909) изобличает подобные трактовки, как некорректные интерпретации заинтересованных лиц . Наиболее убедительными в этом отношении являются следующие суждения Платона в "Законах": "Из-за влечения... женщин к женщинам и мужчин к мужчинам проистекают несметные беды как для отдельных людей, так и для государства... Подобные отношения нечестивы, богопротивны и... позорнее всего позорного... Кто же из людей решится все это возвести в закон?".

Отказ от уголовной наказуемости за мужеложество в современном законодательстве в значительной степени обусловлен мотивом "терпимости и гуманизма" по отношению к больным людям. Например, доктор И.М. Деревянко полагает: "Гомосексуализм - это клиническое проявление аномалий". При этом сам доктор приводит такую статистику: 60% от общего числа гомосексуалистов не ощущают себя больными, довольны своей гомосексуальной ориентацией и чувствуют себя весьма комфортно. И лишь 25% страдают, ощущают свою неполноценность и хотят излечиться, причем ощущение их неполноценности для многих специалистов обусловлено конфликтом с традиционной моралью.

В англо-американской культуре подход несколько иной. За последние 30 лет основная тенденция решения этой проблемы сводится к оценке гомосексуализма как варианта нормы, что снимает вопрос о терапии. Интересно, что ряд отечественных специалистов занимает по этому вопросу непримиримую позицию: "С такой точки зрения мы не можем согласиться" .

Отношение к гомосексуализму в европейской культуре прошло три стадии. На первой он воспринимался как вид извращения; на второй, в результате медикализации проблемы, как болезнь; и на третьей, современной, как норма. Причем одним из способов перехода со второй стадии на третью является отрицание норм и ценностей традиционной морали. Действительно, отказ от традиционной морали если не излечивает, то превращает многие виды сексуальной патологии, в том числе и гомосексуализм, в норму. Существующая биопсихологическая идентичность гомосексуалиста требует морально-мировоззренческой идентичности. Но при этом нельзя забывать о людях, для которых принципы традиционной морали - не отвлеченные и пустые идеи, но "образы и смыслы их жизни". В системе их миропонимания гомосексуализм - это олицетворение совершенной противоестественности, приводящее существование человечества как вида и на уровне рождаемости, и на уровне моральном к физической деградации. Для сторонников традиционной морали "стержневая группа" гомосексуалистов (пресловутые 4%), не ограниченная ни юридически, ни морально, представляет собой опасность и постоянный фактор риска совращения детей и молодежи.

Транссексуализм.В начале 90-х годов отечественные специалисты вполне однозначно определяли транссексуализм как "половое извращение, ощущение принадлежности к противоположному полу", или как "наиболее резко выраженную ядерную группу врожденного гомосексуализма". Эти определения соответствовали 9-му Пересмотру Международной классификации болезней 1975 года, в котором транссексуализм, наряду с гомосексуализмом, был отнесен к разделу "Половые извращения и нарушения".

Во Введении к 10-му Пересмотру справедливо фиксируется, что в XX веке произошли существенные изменения в структуре патологии населения. Однако существенные изменения происходят и в понимании самой патологии. В 10-м Пересмотре четко дифференцируются "расстройства полового предпочтения" от "расстройств половой идентификации". К этим расстройствам и отнесен транссексуализм. Он определяется как "желание жить и быть принятым в качестве лица противоположного пола, обычно сочетающееся с чувством неадекватности или дискомфорта от своего анатомического пола и желанием получать гормональное и хирургическое лечение с целью сделать свое тело как можно более соответствующим избранному полу"

Среди факторов негативно-настороженного общественного отношения к транссексуалам ведущее место занимает восприятие транссексуализма как явления, близкого к тому, что принято называть "сексуальным извращением", т.е. недостаточно четкое различение собственно транссексуализма от гомосексуализма, гермафродизма, бисексуальности. Между перечисленными состояниями существует как связь, так и отличия. Гермафродизм - характеристика организма с признаками анатомо-физиологической двуполости, бисексуальность - характеристика личности с двуполой направленностью сексуальных влечений. Транссексуализм - это эмоционально-психическая характеристика личности, отрицающей свой биологический пол. В последние годы среди специалистов преобладает мнение, что к сексуальной извращенности это состояние меньше всего имеет отношение. Они считают, что ощущение себя "другим" возникает в детском возрасте, и, как правило, сопровождает становление сознания и самосознания. Транссексуал стремится к "восстановлению" пола хирургическим путем, в отличии, например, от гомосексуала, который, как правило, не допускает этой идеи.

Стремление транссексуала привести строение своего тела в соответствие с психическим чувством половой принадлежности, т.е. желание получить хирургическое лечение, находит удовлетворение в современной медицинской практике. Транссексуальная хирургия - одно из новых ее направлений, которое стало отражением реальных изменений в морально-мировоззренческом и правовом сознании европейского человека. Медицинские разработки этого направления явились как бы медицинским средством обеспечения этих изменений, средством обслуживания прав пациента, в частности прав на изменение пола.

Впервые операция по "коррекции пола" была произведена в 1951 году в Дании. В настоящее время и на Западе и в России производство подобных операций поставлено на поток. Например, по свидетельству доктора А.С. Акопяна, директора Центра репродукции человека, за последние пять лет в Центре было произведено около 200 подобных операций. Это число свидетельствует о том, что транссексуалы - немногочисленная группа пациентов. По статистике 1 из 100 000 человек обнаруживает признаки транссексуализма. Но несмотря на количественную незначительность, степень эмоционального воздействия явления транссексуализма на общественное сознание, по крайней мере об этом говорит современная пресса, весьма высока. С чем это связано?

Сам термин "транссексуализм" был введен в 1954 году Г. Беньямином. Возникает вопрос: является ли это состояние принципиально новым, т.е. примером современных изменений в структуре патологии населения, или это явление уже было известно культуре? Исследования показывают, что не только было известно, но и много раз описано. В.В. Розанов называл это явление "физической содомией" и рассматривал ее как физиологическое основание различных видов религиозной экзальтации, встречающихся и в язычестве и в таких религиозных сектах, как хлыстовство, скопчество. Например, известен термин сектантов-скопцов - "чистота", который означал "отсечение удов срамных" и являлся главным признаком принадлежности к секте.

Приводя различные факты, собранные доктором А. Форелем в его книге "Половой вопрос" (СПб., 1909), В.В. Розанов описывает такой типичный случай. Пациент признается: "За последние годы я ни на минуту не переставал чувствовать себя женщиной... Брак наш (пациент был женат), за исключением минут совокупления, производит такое впечатление, будто совместно живут две женщины, из которой одна маскируется мужчиной... Все это ужасно тяготит и уже лучше быть или сделаться бессильным..." Комментируя это свидетельство, В.В. Розанов пишет:" Какое поразительное признание, до конца и глубоко объясняющее религиозное оскопление" .

Не без оснований можно утверждать, что в древних культурах именно транссексуализм в значительной степени определял возникновение ряда религиозно-мистических культов, таких, например, как поклонение Молоху, "жрецы" которого культивировали обряд кастрации. Этот обряд вполне можно объяснить как свидетельство "неодолимого физиологического и психического отвращения" к собственному полу, и само оскопление как "торжество" освобождения от него. В.В. Розанов, ссылаясь на древние источники, упоминает обычай, преследуемый Моисеем, по которому "мужчины одевались в платья женщин, и наоборот. Юноши как бы обращались в девушек, после посвящения их божеству, т.е. после того, как они лишались детородных органов».

В Библии можно прочесть; "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне" (Втор. 23, 1). Библейская традиция веками вырабатывала устойчиво-отрицательное отношение к "страдальцам пола" в противоположность языческой культуре. "Исключительность", получавшая в язычестве религиозную окраску, в христианской культуре приобретала форму социально-морального изгойства. Эта традиция заложила архетип отрицательного морально-эмоционального отношения, которое сегодня оборачивается проблемой социальной адаптации транссексуалов.Современная Православная Церковь не располагает официальными документами, фиксирующими ее отношение к обсуждаемому вопросу. Современное решение этого вопроса Православной Церковью может дать с течением времени только сама Церковь. В меру же доступного понимания, этот вопрос в контексте современной православной культуры может быть поставлен так. Медицинская помощь транссексуалам должна оказываться как средство лечения патологии половой идентификации, но не как средство поддержания сексопатологических (трансвестизм, феминизированный гомосексуализм) и сектантско-религиозных ориентаций.