Моральные аспекты продажи и дарения органов.

Бог создал весь мир духовный, ангельский и весь мир вещественный, материальный, и после всех прочих творений «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7). Что такое человек? Душа и тело одновременно, или совокупность из тела, души,сердца, ума и воли. Тело обеспечивает человеку физическую жизнь и представляет собой орудие, идеально приспособленное для деятельности в материальном мир. Душа человеческая нематериальна и является более ценной частью человеческого естества по сравнению с телом. Душа оживляет и «соединяет тело человека, состоящее из разных частей, и не дает ему рассыпаться. Когда же душа выйдет из тела, оно разлагается и истлевает. Ум есть мыслительная часть души. Силы ума суть: наблюдение, воображение и память. В теле ему соответствует, главным образом, мозг. Воля есть желательная часть души, источник внутренней силы и направление человека к предметно-целевым внешним факторам. Сердце есть чувствующая часть души и рассматривается у святых отцов как центр духовной жизни человека.

Новые направления в медицине должны изменять этические принципы и моральные правила, вплоть до возникновения "новых стандартов".

В современной медицинской литературе, посвященной, в частности, этическим проблемам клинической трансплантации органов и тканей человека, все большее распространение получает весьма опасная тенденция, отдающая приоритет "частному интересу и пользе" перед "универсальным благом". В конкретной ситуации современной клинической трансплантологии этические понятия "частный интерес" и "универсальное благо" наполнены следующим конкретным содержанием: понятие "частный интерес" представляет заинтересованность реципиента и врача-трансплантолога в получении донорского органа, понятие "универсальное благо" - сохранение основного условия человеческих взаимоотношений - воли и согласия к действию всех участников взаимоотношения. Принцип презумпции согласия, положенный в основу Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (1992 г.) - это очередная попытка обесценить идею "блага", подчинив ее господству "частного интереса".

Результатом подобной "трансформации" является возведение юридического принципа презумпции согласия в новую "нравственную" норму. Принцип презумпции согласия, положенный в основу Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" предполагает: "Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту" .Другими словами, данный принцип допускает взятие органов и (или) тканей у трупа, если умерший человек, или его родственники, или законный представитель, не выразили на это своего несогласия.

В США, Германии, Канаде, Франции, Италии законодательно действует противоположный принцип - "испрошенного согласия", означающий, что без юридически оформленного согласия каждого человека на использование его органов и (или) тканей врач не имеет права производить изъятия, как бы и кто бы ни был в этом заинтересован.

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" определено весьма четко: "Добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека" (XII.7).

Признаком развитого общества является нравственная неспособность врачей нарушить волю человека, соблюдение права человека на волеизъявление. Действие врача - или лишь на основании предполагаемого ("неиспрошенного") согласия, или на основе принятия, в качестве руководящих и все оправдывающих, идей - "смерть служит продлению жизни", "здоровье - любой ценой" - не могут быть оценены как этичные. Без добровольного прижизненного согласия донора идея "смерть служит продлению жизни" оказывается всего лишь демагогическим суждением. Продлению жизни человека служит осознанная, а не предполагаемая, воля другого человека спасти человеческую жизнь. Именно такая нравственная воля, отражаясь в гражданском законодательстве, может стать преградой на пути не только к предполагаемым, но и реальным нравственным и юридическим преступлениям. Признаком развитого, прежде всего в нравственном отношении, общества является готовность людей к жертвенному спасению жизни, способность человека к осознанному, информированному и свободному согласию на донорство, которое именно в этой форме становится "проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти". Пренебрежение свободным согласием, спасение жизни одного человека любой ценой, как правило, ценой жизни другого человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, этически неприемлемо.

Согласно п.4 ст.1 Федерального закона от 22.12. 1992 года N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же самое время реципиент должен заплатить учреждению здравоохранению за проведенную операцию по пересадки органов для спасения своей жизни и восстановлению своего здоровья. И стоимость таких операций обходится недешево, например, операция по трансплантации костного мозга стоит 2 млн. 400 тысяч рублей. Плюс поиск и доставка трансплантата — 20 500 евро.. А что за это имеет донор? Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе, а именно получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией и благодарность от спасенного. И видно не зря в законодательстве используют слово «донор». ДОНОР (от лат. dono - дарю) человек, добровольно сдающий кровь (для использования ее в лечебных целях) или ткань, орган (напр., почку) для пересадки.

Данный запретительный принцип находится в согласии с основным законом нравственных взаимоотношений между людьми, который полагает, что человек не может рассматриваться как средство для достижения цели другого человека («категорический императив» И.Канта) и этическим пониманием человека как личности (а не вещи), обладающей свободой, волей и достоинством.

С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект - парные категории. В практической жизни термин "объект" соотносится не только с человеком как разумным существом, но и с любым другим фрагментом действительности (предметом, процессом, состоянием, поведением).Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений. Только в рабовладельческом обществе раб рассматривался в качестве объекта купли-продажи, иначе говоря - "говорящей вещи". В современных правовых системах подобное не допускается, хотя подпольная торговля органами имеет место в нашем мире, но это уголовно наказуемо.

return false">ссылка скрыта

Согласно гражданскому законодательству объектами правоотношений являются материальные блага- это вещи, деньги, ценные бумаги, имущество, животные; нематериальные блага –жизнь, здоровье и т.п.; результаты действий участников правоотношений (правоотношений, возникающие из договора поставки и др.

Некоторые исследователи называют органы и ткани человеческого организма личными неимущественными благами. Товар, услуга имеет прежде всего имеют потребительную стоимость, стоимость меновую. Потребительская стоимость вещи заключается в том, что она полезна для людей, удовлетворяет те или иные их потребности либо как предмет личного потребления, либо как средство производства. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в известных пропорциях на другие товары.

В 1985 году американский фантаст Артур ПорджесArthur Porges впервые выступил с новой идеей: он подсчитал стоимость химических соединений, находящихся в теле человека. Тогда он определил их совокупную стоимость в $1.80. В 2006 году Бюро по Делам Химии и ПочвBureau of Chemistry and Soils (действует в составе Министерства Сельского Хозяйства США Department of Agriculture) подняло цену до $4.50. Оно определило, что тело человека на 65% состоит из кислорода, на 18% - из углерода, на 3% из азота, на 1.5% - из кальция, на 1% - из фосфора и пр. (были учтены и 0.0004% железа и 0.00004% йода). Стоимость этих субстанций была определена с помощью биржевых котировок.
В 2002 году журнал Wired пошел по иному пути: он определил не стоимость человеческой жизни, а стоимость ее вместилища - человеческого тела. Была вычислена максимальную стоимость, которую можно получить за счет продажи различных человеческих органов. Методика подсчета основывалась на официальной стоимости отдельных человеческих органов, применяемых в медицине и биотехнологической индустрии США. Цены "черного рынка" в расчет не принимались. Так, стоимость костного мозга человека была оценена в $23 млн. (из расчета $23 тыс. за грамм), стоимость легкого - $116.4 тыс., почки - $91.4 тыс., сердца - $57 тыс. Кроме этого, были оценены коммерческие возможности сдачи яйцеклеток женщинами и спермы - мужчинами и т.д. В итоге, здоровое человеческое тело было оценено в $45 млн.

 

Вопросы для самоконтроля:

-история трансплантации

-моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и трупов:

-подзаконные акты, определяющие правомерность изъятия органов;

-пересадка органов от живых доноров;

-пересадка органов от трупов;

-либеральная и консервативная позиции.

-морально-правовые аспекты продажи и дарения органов. моральные проблемы разработки искусственных органов и ксенотрансплантации:

-проблема справедливости в распределении органов;

-проблема передачи и дарения органов;

-проблема разработки искусственных органов;

-этические проблемы ксенотрансплантации;

-проблема трансплантологии в россии;

-либеральная и консервативная позиции.

-этические аспекты трансплантации фетальных органов и тканей.

 

Тесты

1. Трансплантация – это:

1) Применение низких температур для консервации органов или тканей;

2) Операция без применения обезболивающих средств;

3) Репродуктивная технология;

4) Пересадка органов ли тканей;

5) Вид лечебного учреждения.

2. Трансплантация может проводиться без согласия донора, если донор:

1) Особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение;

2) Умственно отсталый;

3) Гражданин другого государства;

4) Болен неизлечимой болезнью;

5) Умерший человек, который при жизни не оставил распоряжения относительно испльзования его органов.

3. В России пересадка органов:

1) запрещена;

2) регулируется концепцией презумпции несогласия;

3) регулируется презумпцией согласия;

4) ничем не регулируется.

4. Взятие органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской Федерации:

1) Беспрепятственно в интересах науки и общества;

2) Согласно презумпции несогласия;

3) Согласно презумпции согласия;

4) В соответствии с морально- религиозными ценностями;

5) При условии согласия родственников.

5. Ксенотрансплантация- это:

1) Успокаивающее действие на центральную нервную систему;

2) Пересадка органов или тканей от животных человеку;

3) Гомологическая пересадка органов и тканей;

4) Применение низких температур для консервации органов и тканей;

5) Половое сношение между близкими родственниками.

6. Информированное согласие – это:

6) Сообщение пациенту всей правды о его болезни;

7) Согласование вопросов обследования и лечение с родственниками пациента;

8) Согласие больного на действие врача на основе полной и достоверной информации;

9) Сокрытие о больного правды о диагнозе болезни;

10) Согласование с больным вопросов обследования и лечения.