Вопросы местного значения в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения (на примере городского округа). (ПРИМЕР САМИ ДЕЛАЕТЕ ПО СИМФЕРОПОЛЮ НАПРИМЕР)
Обеспечение безопасности, законности и правопорядка на территории муниципального образования осуществляется за счет:
- контроля за соблюдение законности на территории муниципального образования (как правило, речь идет о прокурорском надзоре, хотя и иные органы публичной власти могут обладать соответствующими контрольно-надзорными полномочиями);
- применения мер государственного принуждения (как правило, речь идет о привлечении к административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления);
- охраны общественного порядка, которая осуществляется преимущественно милицией;
- обеспечения безопасности граждан.
Ранее уже рассматривались деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут наделяться дополнительными полномочиями в сфере обеспечения законности и правопорядка, защиты прав граждан. Так, в ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О защите прав потребителей» закреплено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. от 30 декабря 2008 г.) в случае отсутствия в поселении нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации. В настоящее время действует Инструкция, которая утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 256.
В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка, соблюдению законности, защиты прав и свобод граждан на территории муниципального образования участвуют различные комиссии. Как правило, создаются административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии. Следует обратить внимание, что в отдельных случаях решение о создании соответствующей комиссии принимается органами местного самоуправления и связано с решением соответствующего вопроса местного значения. Однако зачастую создание этих комиссий происходит при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных соответствующему органу местного самоуправления.
На основании Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны участвовать в решении довольно большого числа вопросов, связанных с обеспечением безопасности и поддержанием правопорядка.